Я выбрала эту тему, потому, что считаю, что колокола для России – это один из национальных символов, которой сплотил всё население нашей России icon

Я выбрала эту тему, потому, что считаю, что колокола для России – это один из национальных символов, которой сплотил всё население нашей России



НазваниеЯ выбрала эту тему, потому, что считаю, что колокола для России – это один из национальных символов, которой сплотил всё население нашей России
Дата29.05.2014
Размер445 b.
ТипСправочники, творчество


ТЕМА: Колокола в искусстве.

  • Я выбрала эту тему, потому, что считаю, что колокола для России – это один из национальных символов, которой сплотил всё население нашей России.

  • Изучив литературу о колоколах, я расширила свой кругозор и очень хочу поделиться своими знаниями со сверстниками.


Цель исследования:

  • Создать рабочие материалы на заседание

  • исторического кружка по теме

  • «Элементы культуры России»



Задачи исследования:

  • изучить и проанализировать литературу о колоколах в музыке, изобразительном искусстве и архитектуре

  • - показать особенности известных на Руси колоколов

  • составить тезаурус социально-культурных терминов в помощь изучающим тему

  • создать рабочие материалы на заседание исторического кружка

  • провести рефлексию о важности знаний о колоколах.



Гипотеза

  • знания о колоколах

  • помогут мне познать

  • самобытность и красоту России



Предмет исследования - выражение самобытности России через образ колокола

          • Объект исследования -
          • колокол как художественный образ


  • Первое упоминание о колоколах мы находим в русской летописи за

  • 1066 г., и связано это с Новгородом и Святой Софией.

  • О колоколах есть упоминание в древних киевских и новгородских былинах, например:

  • «И повели-то Илью да ко виселице,

  • И сопровождают Илью да как Муромца

  • Со всеми звонами-то церковными…»

  • В «Слове о полку Игореве» тоже говорится о колоколах: «звон звенит, во Киеве, во стольном…»

  • В старинной новгородской песне пелось:

  • «Звонили звоны в Новгороде,

  • Звончей того во каменной Москве…»



  • Все колокола в той или иной мере декорированы узорами, текстом, изображениями. В декоративном убранстве заметную роль играли надписи, или, как их называли прежде «летописи». Выполненные красивыми рельефными буквами, они включились обычно в орнамент, находящийся в верхней части колокола, располагались и внизу.

  • На колоколе «Лебедь» Московского Кремля написано: «Сей колокол вылит был при государе и великом князе Василие Иоановиче всея Руси и при его сыне Иоанне Васильевиче…



На декоре Успенского колокола был портрет императора Александра I и икона «Христос Вседержитель»; на других колоколах – иные изображения. Поражали колокола не только красотой, но и величиной.

  • На декоре Успенского колокола был портрет императора Александра I и икона «Христос Вседержитель»; на других колоколах – иные изображения. Поражали колокола не только красотой, но и величиной.



  • Колокола на Руси были излюбленным музыкальным инструментом. Народ любил колокольный звон, любил и сам звонить в колокола (это разрешалось во время пасхальных празднеств). Существовал обычай: допускать в пасхальную неделю на колокольню любого желающего. Поговорка гласит: «В светлую седмицу, кто не звонарь».

  • Русский колокол поражает своим звучанием. Он может взять не одну, а три ноты: основной тон – в месте удара, ниже на четыре тона – в середине, ниже на целую октаву – вверху. Поэтому голос колокола – это сочетание нескольких звуков, которые гармонируют. Особенность звука колокола ещё и в тембре: он не остаётся неизменным. Если в момент удара преобладает один тон, то через три секунды самым сильным становится другой, а первый постепенно затухает. Этой уникальной особенностью обладают только колокола.



  • Играть на колоколе не просто. Попробуйте подёргать за верёвки, привязанные к тяжёлым, иногда многопудовым, языкам. И колокольные мастера издавна пытались облегчить работу звонарей путём совершенствования способа игры. Так появились карильоны – своеобразные инструменты-приставки к колоколам (им уже несколько столетий). Исполнитель уже не дёргает верёвки, а сидит за клавиатурой, правда не совсем обычной: клавиши у неё длинные и широкие, иногда ножные; от клавиатуры к колоколам идёт система тяг и рычагов. Язык у колоколов обычно заменяет (в карильоне) молоток особой формы. Каждый молоток при нажатии соответствующей клавиши ударяет о край «своего» колокола.



  • Одновременно с Архангельским собором на центральной площади Кремля поднялась новая колокольня. Начиная с XIVвека все главные соборы Кремля имели одну ( общую) колокольню, получившую по находившейся в её основании церкви Святого Иоанна Лествичника название Ивановской. Перестраивал Ивановскую колокольню итальянский зодчий Бон Фрязин.



  • Новая колокольня (1505-1508 гг) представляла собой стройный столп из двух поставленных один на другой восьмигранников и венчающей их главы и походила на русские сторожевые башни, предназначенные для наблюдения за окрестностями. Грани колокольни были усилены широкими лопатками. Каждый ярус завершался ярочными проёмами, сквозь которые были хорошо видны колокола.

  • Появление на Соборной площади высокого столпа объединило весь архитектурный ансамбль центра Кремля. Ясно видимая со всех концов города и славившаяся своими звонами, Ивановская колокольня получила от москвичей почтительное наименование Иван Великий.



Впоследствии, на рубеже XVI-XVII веков, Ивановская колокольня была надстроена ещё одним ярусом – её высота увеличилась до восьмидесяти одного метра. В 1532 -1543 годах с северной стороны Ивановской колокольни зодчий Петрок Малый пристроил монументальную четырёхугольную звонницу с высокой мощной главой, выполненную специально для тяжёлых колоколов. В 1624 году рядом с ней поднялась ещё одна звонница – так называемая Филаретовская пристройка, завершённая пирамидками и шатром. Её возвёл русский зодчий Бажен Огурцов. Несмотря на разное время строительства, все три звонницы образовали необычно выразительный архитектурный комплекс и придали Соборной площади особую торжественность.

  • Впоследствии, на рубеже XVI-XVII веков, Ивановская колокольня была надстроена ещё одним ярусом – её высота увеличилась до восьмидесяти одного метра. В 1532 -1543 годах с северной стороны Ивановской колокольни зодчий Петрок Малый пристроил монументальную четырёхугольную звонницу с высокой мощной главой, выполненную специально для тяжёлых колоколов. В 1624 году рядом с ней поднялась ещё одна звонница – так называемая Филаретовская пристройка, завершённая пирамидками и шатром. Её возвёл русский зодчий Бажен Огурцов. Несмотря на разное время строительства, все три звонницы образовали необычно выразительный архитектурный комплекс и придали Соборной площади особую торжественность.



  • Царь-колокол ( его официальное

  • название Большой Успенский) –

  • самый крупный колокол в мире,

  • третий по счёту из уникальных

  • колоколов-гигантов, изготовленных

  • в России (предыдущие два, созданные

  • в начале XVIII века, не уцелели).

  • Отлит царь-колокол был по указу

  • императрицы Анны Иоанновны в

  • 1733-1735 годах из сплава меди с

  • оловом мастерами Иваном

  • Фёдоровичем и Михаилом

  • Ивановичем Маториными –

  • отцом и (после смерти отца) сыном.



  • Его предполагалось установить на звонницу колокольни «Иван Великий» взамен упавшего и разбившегося из-за пожара в 1701 году колокола, изготовленного мастером А. Григорьевым. Однако во время пожара 1737 года из опасения, что царь-колокол расплавится, его стали поливать водой. Он дал трещины, от него отвалился кусок в 11,5 тонны ( общий вес составлял почти 2002 тонны). С 1836 года колокол стоит на белокаменном постаменте рядом с «Иваном Великим». Проекты постамента, а также навершия колокола в виде медной державы с золочёным крестом разработал А. А. Монферан.



  • Размерам и массе колокола соответствовал пышный декор, важной частью которого служили рельефные изображения государственного герба, императрицы Елизаветы Петровны, Великого князя Петра Фёдоровича и Великой княгини Екатерины Алексеевны. В систему декора входили образ Распятия Спасителя и образ Явления Пресвятой Богородицы преподобному Сергию. Своеобразным украшением колокола служили также литые строки летописи.



  • При высоте 4,55 и нижнем диаметре 4,42 метра вес главного благовестного колокола Лавры составил около 72 тонн, его поверхность украсили изображения всех радонежских святых и выдающихся церковных иерархов, чьи духовные подвиги и дела вписаны в 600-летнюю историю Лавры. В летописной строке «Царь-колокола» навечно запечатлены имена благотворителей и мастеров, внесших лепту в его воссоздание.



  • Храмы, составленные из поставленных друг на друга и постепенно уменьшающихся кверху частей, секций, называются в архитектуре ярусными.

  • В церкви Покрова Богородицы в Филях вместе с подклетью шесть ярусов. Два верхних, не застеклённых, предназначены для колоколов.

  • Храм изобилует богатым внешним декором: различного рода колонками, наличниками, карнизами, резными лопатками – вертикальными плоскими и узкими выступами в стене, кирпичными выкладками.



  • В старинной легенде о чудесном граде Китеже рассказывается о том, как с приближением Батыя этот город вдруг, как по волшебству, стал невидимым и опустился на дно Светояр-озера. А когда беда миновала, Китеж показался вновь – всё такой же прекрасный, как и прежде.

  • Вот и Русь вставала из руин, сумев сберечь и вновь явить миру свою немеркнущую красу.

  • В русских легендах Китеж нередко представал землёй обетованной, райским уголком. Нечестивцам и злым людям путь туда был заказан, и населяли Китеж-град лишь праведники. В народе этот неведомый остров слыл царством справедливости, сокровенным местом, где можно обрести блаженство и покой. По преданию, далеко окрест чудесного града разливался нежный, но звучный колокольный звон – будто глас Божий.



  • В начале XVI века Псков вошёл в состав Московского княжества, в знак чего вечевой колокол – символ былой вольности – был снят, увезён на Валдай и разбит там на мелкие кусочки. Согласно легенде, из этих осколков потом делали маленькие колокольцы. Вот так будто бы и появились мелодичные валдайские колокольчики, задорно звеневшие под лошадиной дугой во время пути-дороги.



Результаты исследования.

  • Я предложила своим слушателям анкету, в которой поставила следующие вопросы:

  • 1.Вы узнали что-нибудь новое ? 65% - ответили утвердительно.

  • 2.Вас эта тема заинтересовала? 70% - ответили утвердительно,

  • 12% - ответили всё равно.

  • 3.О чём бы вы хотели ещё узнать? 60% - ответили – хотели бы

  • услышать звон колокола.

  • 90% - ответили – хотели бы

  • увидеть Царь-колокол в Москве.



Выводы

  • Изучив литературу о колоколах, я расширила свой кругозор и поделилась своими знаниями со сверстниками.

  • Я не ошиблась в выбранной теме, так моих слушателей заинтересовала она и они узнали новое (это показало анкетирование).

  • Патриотизм одна из главных ценностей человека и знание культуры своей страны воспитывает это качество.

  • Великий Цицерон сказал: «Не знать, что случилось до твоего рождения, -

  • значит всегда оставаться ребёнком».

  • Я составила тезаурус социально-культурных терминов в помощь изучающим тему.

  • Провела рефлексию о правильности выбранной мною темы.

  • Составила рабочие материалы на заседание исторического кружка по теме

  • «Элементы культуры России»



Тезаурус

  • Карильоны – своеобразные инструменты-приставки к колоколам.

  • Ярусные храмы – храмы, составленные из поставленных друг на друга и постепенно уменьшающихся кверху частей.

  • Летописи – надписи на декоративном убранстве колокола.

  • Октава – музыкальный ряд.

  • Тембр – высота звука.

  • Клавиатура – ряд клавиш музыкального инструмента.

  • Язык колокола – это ударник внутри колокола.

  • Малиновый звон – весёлая перекличка окрестных колоколов, напоминающая певучую трель дорожных бубенчиков.



Методическая база исследования

  • А.М Андреев Оружейная палата. Москва Просвещение 1958г.

  • В.Ф.Антонов Книга для чтения по истории.Москва.Просвещение 1988г

  • К.Ф.Шацилло Россия в колоколах.Москва. Просвещение 1993г





Похожие:

Я выбрала эту тему, потому, что считаю, что колокола для России – это один из национальных символов, которой сплотил всё население нашей России icon7. Решение задач
Я выбрала эту тему потому, что увлекаюсь шахматами, и мне очень нравится предмет математика. Мама часто говорит мне: «Играй в шахматы,...
Я выбрала эту тему, потому, что считаю, что колокола для России – это один из национальных символов, которой сплотил всё население нашей России iconТема: Сердце, отданное людям
Наша Айская школа, одна из лучших школ района, так как в ней работают замечательные педагоги. Мое исследование посвящено Буньковой...
Я выбрала эту тему, потому, что считаю, что колокола для России – это один из национальных символов, которой сплотил всё население нашей России iconИсследование по физике Автор: Белоусов Антон ученик 5 класса Экономико- математического лицея №29 города Ижевска,e-mail
Я выбрал эту тему потому что мое хобби, это гонки на радиоуправляемых автомобилях 10-ого масштаба. Для таких моделей существует много...
Я выбрала эту тему, потому, что считаю, что колокола для России – это один из национальных символов, которой сплотил всё население нашей России iconВступление: Проект «Моя школа» один из самых интересных для всех ребят без исключения, потому что исследуемая тема касается всех: она всем близка и всех волнует.
Проект «Моя школа» один из самых интересных для всех ребят без исключения, потому что исследуемая тема касается всех: она всем близка...
Я выбрала эту тему, потому, что считаю, что колокола для России – это один из национальных символов, которой сплотил всё население нашей России icon«Олимпийское развитие в дошкольном образовании»
Они обладают огромной притягательной силой не только потому, что это единственные в своем роде всемирные спортивные состязания, но...
Я выбрала эту тему, потому, что считаю, что колокола для России – это один из национальных символов, которой сплотил всё население нашей России icon«наша конституция»
Выбранная тематика является актуальной не столько потому, что гражданское становление личности обусловлено государственной политикой,...
Я выбрала эту тему, потому, что считаю, что колокола для России – это один из национальных символов, которой сплотил всё население нашей России iconТема индивидуальные различия памяти и
Медленное развитие одного из видов памяти мешает успешному обучению и тормозит развитию ребенка. Выявление возрастных и индивидуальных...
Я выбрала эту тему, потому, что считаю, что колокола для России – это один из национальных символов, которой сплотил всё население нашей России iconИнформационный журнал на тему: «Выбор профессии» Стихотворение С. Михалкова «А что у вас…»
Это детское стихотворение С. Михалкова одно из первых рассказывает ребятам о различных профессиях. Все они замечательные, очень нужные...
Я выбрала эту тему, потому, что считаю, что колокола для России – это один из национальных символов, которой сплотил всё население нашей России icon20 правил фирменного оформления работ
И не потому, что там так уж замечательно раскрыта тема (я более чем уверена, что преподаватели рефераты читают редко). А потому,...
Я выбрала эту тему, потому, что считаю, что колокола для России – это один из национальных символов, которой сплотил всё население нашей России iconПубличный отчёт мбоусош №11 г. Майкопа по итогам 2011-2012 учебного года
Это модель выпускника, к которой стремится наше оу, потому что это наше будущее. Ведь каждый взрослый мечтает о том, чтобы его ребенок...
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©tvov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты