Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования icon

Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования



НазваниеПрограмма формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования
Дата14.02.2014
Размер129.97 Kb.
ТипПрограмма

Раздел 2.

2. 1.Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования

Новые социальные запросы, отраженные в тексте ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться».

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Сформированность универсальных учебных действий является также и залогом профилактики школьных трудностей.

В широком значении «универсальные учебные действия» – саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В более узком (собственно психологическом значении) «универсальные учебные действия» – это совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Теоретико-методологическая основой проектирования программы формирования УУД в целом являются системно-деятельностный и культурно-исторический подходы (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов), интегрирующие достижения педагогической науки и практики (компетентностной и зуновской парадигм образования).

Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования (см. пособие: Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под редакцией А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2008.) содержит:

1) описание ценностных ориентиров содержания образования на ступени начального общего образования;

2) связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов;

3) характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся;

4) типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий;

5) описание преемственности программы формирования универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному общему образованию.

^ Описание ценностных ориентиров содержания образования на ступени начального общего образования полностью отражено в методических пособиях.

 Ведущая цель образования в информационную эпоху – мотивация к обучению, познанию и творчеству в течение всей жизни и формирование «компетентности к обновлению компетенций».

Ценностные ориентиры начального образования, конкретизирующие общие установки образования, это:

1. Формирование основ гражданской идентичности личности на основе

       формирования чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за благосостояние общества;

       восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», уважение истории и культуры каждого народа.

2. Формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества на основе

       доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

       формирования уважения к окружающим – умение слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников.

3. Развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческой нравственности и гуманизма

       принятия и уважения ценностей семьи и общества, школы и коллектива и стремления следовать им;

       ориентации в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей, развитие этических чувств – стыда, вины, совести – как регуляторов морального поведения;

       формирования чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

4. Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию

       развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;

       формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке).

5. Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации:

       формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;

       развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты;

       формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;

       формирование нетерпимости и умения противодействовать действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества в пределах своих возможностей.


^ Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов.

Формирование универсальных учебных действий: личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных – в образовательном процессе осуществляется в процессе усвоения разных учебных предметов. Требования к формированию универсальных учебных действий находят отражение в планируемых результатах освоения программ учебных предметов: «Русский язык», «Литературное чтение», «Математика», «Окружающий мир», «Технология», «Музыка», «Изобразительное искусство» – в отношении ценностно-смыслового, личностного, познавательного и коммуникативного развития учащихся в различных УМК по-разному. Каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования универсальных учебных действий.

Предмет «^ Русский язык», наряду с достижением предметных результатов, нацелен на личностное развитие ученика, так как формирует представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, об основном средстве человеческого общения, воспитывает положительное отношение к правильной, точной и богатой устной и письменной речи как показателю общей культуры и гражданской позиции человека.

Но этот же предмет с помощью другой группы линий развития обеспечивает формирование коммуникативных универсальных учебных действий, так как учит умению «ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач».

Также на уроках русского языка в процессе освоения системы понятий и правил у учеников формируются познавательные универсальные учебные действия.

Предмет «^ Литературное чтение» прежде всего способствует личностному развитию ученика, поскольку обеспечивает понимание литературы как «средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций», даёт возможность для формирования «первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности». Приобщение к литературе как искусству слова формирует индивидуальный эстетический вкус.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий обеспечивается через обучение правильному и умелому пользованию речью в различных жизненных ситуациях, передаче другим своих мыслей и чувств, через организацию диалога с автором в процессе чтения текста и учебного диалога на этапе его обсуждения.

Знакомство с «элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий» способствует формированию познавательных универсальных учебных действий.

Предмет «Математика» направлен прежде всего на развитие познавательных универсальных учебных действий. Именно этому учит «использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений», «овладение основами логического и алгоритмического мышления».

Но наряду с этой всем очевидной ролью математики у этого предмета есть ещё одна важная роль – формирование коммуникативных универсальных учебных действий. Это связано с тем, что данный предмет учит читать и записывать сведения об окружающем мире на языке математики, строить цепочки логических рассуждений и использовать их в устной и письменной речи для коммуникации.

Предмет «^ Окружающий мир» через две главные линии развития обеспечивает формирование личностных и метапредметных результатов. Первая линия – знакомство с целостной картиной мира (умение объяснять мир) – обеспечивает развитие познавательных универсальных учебных действий. Именно она обеспечивает «осознание целостности окружающего мира», «освоение доступных способов изучения природы и общества», «развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире».

Вторая линия – формирование оценочного, эмоционального отношения к миру (умение определять своё отношение к миру) – способствует личностному развитию ученика. С ней связана «сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны», «воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы», «освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде».

Предмет «Технология» имеет чёткую практико-ориентированную направленность. Он способствует формированию регулятивных универсальных учебных действий путём «приобретения навыков самообслуживания; овладения технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоения правил техники безопасности».

В то же время «усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека» обеспечивает развитие познавательных универсальных учебных действий.

Формируя представления «о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии», данный предмет обеспечивает личностное развитие ученика.

Большую роль в становлении личности ученика играет предметная область «Искусство», включающая предметы «Изобразительное искусство», «Музыка». Прежде всего они способствуют личностному развитию ученика, обеспечивая «сформированность первоначальных представлений о роли искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека, сформированность основ культуры, понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством».

Кроме этого, искусство дает человеку иной, кроме вербального, способ общения, обеспечивая тем самым развитие коммуникативных универсальных учебных действий.

^ Характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий.

В начальной школе МОУ «СОШ №30» реализация программы формирования универсальных учебных действий (далее – УУД) осуществляется с учетом специфики контингента обучающихся. Результат освоения программы формирования универсальных учебных действий не может быть оценен в привычной для педагогов балльной системе. Достижением ученика следует считать освоение каждого учебного действия (при развитии его способности с одного уровня на следующий).

В итоговых контрольных работах по математике и русскому языку от выпускников начальной школы кроме предметных знаний потребуется владение УУД для решения задач и выполнения заданий повышенного уровня. В пособии «Оценка достижений планируемых результатов начального общего образования» приводятся варианты текстов работ и заданий на межпредметной основе, которые, по сути, проверяют способности обучающихся применять свои знания и опыт учебной деятельности в новых условиях, для решения новых познавательных задач. Именно эти – последние упомянутые – работы отразят эффективность реализации программы формирования УУД в школе.

В процессе обучения, кроме привычных предметных учебных действий, формируются следующие блоки УУД:

1.Личностные УУД.

2.Метапредметные УУД.

        Познавательные УУД.

        Коммуникативные УУД.

        Регулятивные УУД.

^ Личностные УУД:

        действие смыслообразования (интерес, мотивация);

        действие нравственно-этического оценивания («что такое хорошо, что такое плохо»);

        формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающему миру;

        формирование интереса к себе и окружающему миру (когда ребенок задает вопросы);

        эмоциональное осознание себя и окружающего мира;

        формирование позитивного отношения к себе и окружающему миру;

        формирование желания выполнять учебные действия;

        использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий.

В сфере личностных УУД будут сформированы:

        внутренняя позиция школьника;

         личностная мотивация учебной деятельности;

        ориентация на моральные нормы и их выполнение.

^ Познавательные УУД:

Общеучебные универсальные действия

        самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

        поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

        структурирование знаний;

        выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Универсальные логические действия

        имеют наиболее общий (всеобщий) характер и направлены на установление связей и отношений в любой области знания;

        способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.);

        составные логические операции (построение отрицания, утверждение и опровержение как построение рассуждения с использованием различных логических схем).

В сфере развития познавательных УУД ученики научатся:

        использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования;

         овладеют широким спектром логических действий и операций, включая общий прием решения задач.

^ Коммуникативные УУД:

        планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

        постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

        разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

        умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

        формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;

        формирование вербальных способов коммуникации (вижу, слышу, слушаю, отвечаю, спрашиваю);

        формирование невербальных способов коммуникации – посредством контакта глаз, мимики, жестов, позы, интонации и т.п.);

        формирование умения работать в парах и малых группах;

        формирование опосредованной коммуникации (использование знаков и символов).

В сфере коммуникативных УУД ученики смогут

        учитывать позицию собеседника (партнера);

         организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками;

         адекватно передавать информацию;

        отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

^ Регулятивные УУД:

        целеполагание;

        планирование;

        прогнозирование;

        контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;

        коррекция;

        оценка;

        волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и преодолению препятствий.

^ В сфере регулятивных УУД ученики смогут овладеть всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

^ Типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий

Для формирования личностных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:

        участие в проектах;

        подведение итогов урока;

        творческие задания;

        зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки;

        мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма;

        самооценка события, происшествия;

        дневники достижений;

Для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий:

        «найди отличия» (можно задать их количество);

        «на что похоже?»;

        поиск лишнего;

        «лабиринты»;

        упорядочивание;

        «цепочки»;

        хитроумные решения;

        составление схем-опор;

        работа с разного вида таблицами;

        составление и распознавание диаграмм;

        работа со словарями;

Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий:

        «преднамеренные ошибки»;

        поиск информации в предложенных источниках;

        взаимоконтроль;

        диспут

        «ищу ошибки»

        КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему).

Для диагностики и формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:

        составь задание партнеру;

        отзыв на работу товарища;

        групповая работа по составлению кроссворда;

        «отгадай, о ком говорим»;

        диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи);

        «подготовь рассказ...», «опиши устно...», «объясни...» и т. д.

Целесообразно практиковать выполнение хотя бы части такого рода заданий детьми, объединенными в пары или микрогруппы по 3–4 человека, когда они, например, должны выработать общее мнение или создать общее описание... Такой прием придаст этим заданиям психологически полноценный характер деятельности детей, устранит тягостную для них искусственность необходимости «рассказывать самому себе».



Похожие:

Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования iconПояснительная записка. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования. Программа отдельных...
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования iconПрограмма формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования муниципального общеобразовательного учреждения Белогорской средней общеобразовательной школы
Характеристика личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования iconПрограмма формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего пояснительная записка
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования iconПрограмма формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего пояснительная записка
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования iconПрограмма формирования универсальных учебных действий у обучающихся
Рф №373 от 6 октября 2009г.) и авторской программы личностного развития и формирования универсальных учебных действий у обучающихся...
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования iconПрограмма формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования. Пояснительная записка
Рственного образовательного стандарта начального общего образования, и призвана способствовать развитию системы универсальных учебных...
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования iconПрограмма формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования
Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь это касается сформированности...
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования iconПрограмма формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования
«научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Сформированность...
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования iconПрограмма формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования
«научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Сформированность...
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования iconПрограмма формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования пояснительная записка

Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования iconПрограмма формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования Цель программы
Цель программы: формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию...
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©tvov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты