Государственное Образовательное Учреждение средняя общеобразовательная школа №143 Окружной конкурс icon

Государственное Образовательное Учреждение средняя общеобразовательная школа №143 Окружной конкурс



НазваниеГосударственное Образовательное Учреждение средняя общеобразовательная школа №143 Окружной конкурс
Дата20.06.2014
Размер189.48 Kb.
ТипКонкурс


Департамент Образования города Москвы

Северо-Западное окружное управление образования

Государственное Образовательное Учреждение

средняя общеобразовательная школа № 143


Окружной конкурс проектных и исследовательских работ

«Будущее Северо-Запада»


Номинация: «Совята».


Направление: прикладное.


Секция: технология.


Тема проекта: «Техника декупажа».


Автор: Кондрашёва Екатерина Сергеевна, 3 класс «В».


^ Руководители работы: Павлова Марина Юрьевна, учитель технологии, Горностаева Екатерина Александровна, учитель начальных классов.


Москва, 2011 г.


Содержание.





Страницы

^ I. Введение.

2 - 3

II. Основная часть.

1. История возникновения бумаги.


4 - 6

2. «Профессии» бумаги.

6

3. Способы работы с бумагой.

7

4. История декупажа.

8

5. Этапы работы в технике декупаж.

8 - 16

6. Создание проекта детской комнаты в стиле декупажа.

16 - 17

Заключение.

18 - 19

Список литературных источников.

20




  1. Введение.


Вот уже 3-й год я занимаюсь в школьном кружке «Техника декупажа». Моё увлечение не покидает меня. Каждый раз мне интересны всё новые и новые сюжеты и материалы.

В 1 классе я использовала самые простые элементы украшения предметов. Постепенно мои работы становились сложнее. Сейчас в моей коллекции находится несколько, на мой взгляд, симпатичных и полезных изделий: новогодние шары и колокольчик на ёлку, разделочные доски, свечи, декоративные тарелки, шкатулка и т.д. Я украшаю ими свою квартиру, дарю родным и знакомым на праздники.

Сейчас появилось много художников и дизайнеров, которые оформляют предметы мебели, посуды и интерьера в различных стилях. И мне это тоже очень интересно: вложить частичку своей души в окружающие тебя предметы.

Руководитель моего кружка регулярно предлагает мне прочитать статьи из книг и журналов по технике декупажа, я узнаю из статей о том, как появилась бумага - главный материал декупажа, как развивалось это искусство на протяжении столетий.

Из книг и статей в интернете я узнаю о том, что этот вид искусства не стоит на месте. Каждый раз мастера придумывают новое применение для этого вида искусства.

У меня возникла гипотеза: если у меня есть изделия, выполненные в технике декупажа, то можно попробовать оформить свою комнату в этом стиле.

Цель моей работы: изучить технику декупажа на различных материалах.


Задачи:

  • узнать об истории возникновения бумаги,

  • тщательно изучить технику декупажа,

  • проанализировать особенности выполнения декупажа на различных материалах.

Методы и приёмы, которые использовались в работе:

    • я читала статьи о технике декупажа;

    • искала сведения о происхождении бумаги, истории возникновения техники декупажа;

    • следовала советам своего руководителя при оформлении предметов посуды и интерьера в технике декупажа на различных материалах;

    • оформила комнату в стиле декупажа.

^ Практическая значимость моей работы: мой проект может быть интересен моим одноклассникам, так как вдохновляет людей на эстетическое оформление своего личного пространства, а созданная к работе презентация может использоваться в качестве наглядного материала к урокам изобразительного искусства.

^ Новизна работы заключается том, что я оформила детскую комнату в стиле декупажа, используя свои поделки.


II. Основная часть.

1. История возникновения бумаги.

Пожелтевшие от времени древние книги, пропахшие порохом пиратские карты, простая ученическая тетрадь – все это бумага. Бумага – один из самых распространенных материалов. Бумага окружает нас повсюду - куда ни бросишь взгляд. Ведь бумага - это не только информационный носитель, но и упаковочный материал, средство гигиены, строительный материал и многое другое. Трудно представить себе, как могло бы выглядеть современное общество, если бы не было бумаги.

Считается, что бумагу изобрели в Китае. Заслуга этого великого изобретения приписывается китайцу Чай Луню, который жил примерно две тысячи лет назад. Но некоторые исторические сведения позволяют предположить, что бумага была известна в Китае и до него.

Происхождение бумаги обусловлено появлением письменности – ведь помимо изобретения алфавита и грамматики, необходимо было на чем-то писать. Впрочем, в том виде, в котором мы привыкли ее видеть, бумага появилась не сразу.

Пожалуй, можно сказать, что история возникновения бумаги началась с того, что в Древнем Египте около 3,5 тысяч лет назад начали изготавливать папирус. Технология первой бумаги была достаточно сложной, а поэтому папирусы были дороги. Кроме того, они были недолговечны и требовали бережного к себе отношения.



Параллельно с развитием папируса началось и развитие другого материала, который оказал большое влияние на историю бумаги. Этим материалом стал придуманный во 2 веке до нашей эры в Малой Азии пергамент. Свое название он получил из-за места, где началось его производство – города Пергама Пергамского царства.

В отличие от папируса, пергамент был значительно прочнее, эластичнее, долговечнее и на нём можно было писать с обеих сторон. Однако у него был и очень серьёзный недостаток – изготовление пергамента было очень трудным процессом, а потому этот материал был чудовищно дорог.



Цай Лунь предложил изготавливать бумагу из волокнистых растений с помощью каменной ступы, деревянного пестика и сита. Как на самом деле выглядел этот способ – сказать трудно, но, наверное, он был таким. С дерева шелковицы, которое распространено в Китае, срезали сучья, затем снимали с них кору. Верхний темный слой коры очищали, а внутреннюю волокнистую часть размачивали в дождевой воде, затем рубили на мелкие части и толкли в ступе до превращения в кашицу, которую собирали в бочку и разбавляли водой.



Мастер брал в руки сито и вычерпывал массу из бочки. Вода стекала, и на поверхности оставался ровный и тонкий слой волокнистой кашицы. Ее опрокидывали на гладкую доску.

Доски с отливками укладывали в стопу одна на другую и прижимали грузом. Окрепшие под прессом листы сушили на солнце или в теплом помещении. Бумага, изготовленная таким способом, была лёгкой, прочной и удобной для письма. Её стали изготавливать различных размеров, цвета, плотности и даже пропитывали особыми веществами, которые отпугивали вредных насекомых, начали применять и бумажные деньги.

В течение многих лет китайцы хранили секрет изготовления бумаги. Потом через Корею тайна стала известна в Японии, где бумагу стали производить с 6 века. Другие страны бумаги не знали. В Европе первой начала делать бумагу Испания, переняв искусство её изготовления у своих завоевателей-арабов (1150 год). Через несколько десятков лет бумага появилась в Италии, потом во Франции, Венгрии, Германии, России, Шотландии, Швеции. Интересно, что бумага «приходила» из одной страны в другую через равные промежутки времени – 50 – 100 лет. И везде она несла людям знания. Великий узбекский поэт и мыслитель Алишер Навои назвал бумагу «крыльями, разносящими по миру мысли мудрецов». Ведь благодаря появлению бумаги возникли книги.

В России бумага появилась немного позже, чем в других странах. Этот «заморский товар» она покупала более 200 лет. Бумага собственного изготовления появилась в середине XVI века в царствие Ивана Грозного, когда под Москвою на реке Уче построили первую «бумажную мельницу». Не случайно, что к этому времени относится и начало книгопечатания на Руси.

Бумажное дело стало развиваться при Петре I, который, побывав за границей, задумал «во всякой губернии учинить бумажные заводы». Во второй половине XVII века выделкой бумаги, кроме Москвы и Петербурга, славились Ярославль и Калуга. При Петре I появилась и гербовая бумага.

^ 2. «Профессии» бумаги.

У бумаги много «профессий». Что окружает нас дома? Полки с книгами, обои на стенах, фотографии в альбомах, скатерти, полотенца, салфетки. А мебель? Сверкающая замысловатым рисунком поверхность стола, створок шкафа – это лист бумаги, спрессованный с деревянной стружкой. Бумага есть в одежде и обуви, в телевизоре и радиоприёмнике. Выпускают бумагу, которая не горит. Делают бумагу, предназначенную для печатания архивных документов. Такая бумага сохраняет гибкость и не желтеет в течение 100 лет.

Есть бумага, которая растворяется в воде, есть копировальная бумага.

Современные технологии сильно изменили бумагу. Повсеместно распространены телевидение, компьютеры и Интернет. Однако, несмотря на прогнозы, и книги, и газеты, и журналы всё ещё живы, а это значит, что история бумаги продолжается. Более того, современное производство бумаги настолько разнообразно, что можно уверенно утверждать – эта история окончится нескоро!

Примером этому служит недавнее изобретение командой шведских ученых нового вида бумаги: несмотря на то, что изготовлена она из целлюлозы, она прочнее чугуна.


^ 3. Способы работы с бумагой.

Благодаря изобретению бумаги люди получили возможность использовать её в оформительских целях.

Древнее японское искусство оригами известно практически всем. Его основной принцип – правильно понять схему сборки и сложить изделие, соблюдая все пропорции.

Существует еще киригами, когда изделия вырезаются из сложенного в несколько раз листа бумаги.



Сделать бумагу объемной позволяет бумагопластика. В ней используется цветная бумага, подобная тонкому ватману, а также тонкая, полупрозрачная, ярко окрашенная декоративная бумага ручного производства. В бумажной живописи бумага заменяет краску. Чтобы создать живописное полотно, кусочки специальной разноцветной бумаги «ханди» вырывают из размоченного в нужных местах листа и накладывают слоями.





Бумагокручение или квилинг позволяет создавать ажурные, словно кружевные композиции из тонких, скрученных особым образом полосок бумаги.



Декупаж – декорирование вырезками из бумаги различных предметов: коробок, рамок, ваз, ламп, мебели. Декупаж является одним из популярнейших хобби нашего времени.



4. История декупажа.

У декупажа долгая и интересная история, которая берёт истоки у различных стилей, из многих далёких стран. Уже в 12 веке китайские крестьяне делали вырезки из яркой цветной бумаги и украшали ими окна, фонари, подарочные коробки и другие предметы. Считается, что в Китай подобная практика и мастерство вырезания пришли из Восточной Сибири. Именно нашим далёким предкам мир обязан появлению такого чудесного искусства.

Немецкие и польские ремесленники также использовали вырезки из бумаги для декора на протяжении нескольких веков. Особенно хорошо навыки работы с цветной бумагой развили польские женщины и дети. Они от руки вырезали геометрические фигуры, силуэты птиц, животных и цветов.

Настоящим искусством декупаж стал в 18 веке. Ремесленники стали мастерами, работа над одной вещью могла длиться несколько лет. С применением техники декупажа создаются настоящие произведения искусства.

В настоящее время декупаж используется для создания подарков и декорирования интерьера. Используя технику декупажа, можно оформить практически все: цветочные горшки, вазы, тарелки, стаканы, разделочную доску. Декупаж даёт жизнь старым предметам, вносит неповторимые штрихи в интерьер дома, добавляет изысканность и оригинальность подарку.

^ 5. Этапы работы в технике декупаж.

Для работы в этой технике чаще всего используются трёхслойные бумажные салфетки с рисунком, именно поэтому декупаж еще называют «салфеточной техникой». Кроме салфеток на рынке товаров для декорирования представлены специальные декупажные карты, представляющие собой листы бумаги (например, рисовой) с напечатанными изображениями. Как правило, на карте присутствуеют много разных изображений, объединенных одной тематикой, что очень удобно для создания композиций. Оригинальные открытки для декупажа можно вырезать и из журналов, открыток, с этикеток, а также изготавливать собственные.

Итак, у нас созрело желание творить. С чего начать?

^ Шаг первый. Выбираем предмет для декупажа.

Декупажить можно все. Наносить декупажные мотивы можно на предметы из дерева, на стекло, на коже, ткани, металле. Самым простым и благодатным материалом для работы является дерево. К тому же, из дерева делается большинство предметов, которые любят украшать декупажницы. Декупаж на мебели и предметах интерьера из дерева позволяет создавать неповторимые и изумительные по своей красоте и индивидуальности вещи. Перед наклеиванием декупажного мотива дерево следует прогрунтовать и покрыть слоем краски.



Стекло и фарфор. Хрупкий, но изящный материал. Работать со стеклом, непросто, но интересно. Подумать только: немного труда и хлопот, и вместо простого обеденного сервиза с помощью декупажа получается настоящий шедевр! Перед декупажем стекло следует обезжирить, не оставляя отпечатков пальцев. Если посуду, на которой делают декупаж, собираются применять по прямому назначению, нужно обязательно использовать специальные лаки.



Изделия из пластика также могут быть украшены в технике декупаж путём наклеивания на поверхность фрагментов декупажных карт или декупажных мотивов с салфеток. Декупаж на пластиковой поверхности будет держаться также прочно, как на дереве, если перед нанесением декупажного мотива поверхность обезжирить и загрунтовать с помощью клея ПВА или грунтовки по пластику.




Декупаж можно выполнять и на керамике, ткани, коже, свечах, металле.





Оформлять в технике декупаж можно и картонные коробки, превращая их в старинные кованые сундуки или изящные шкатулки. Но всё-таки сначала нужно потренироваться на чем-нибудь несложном, например, на деревянных заготовках.


^ Шаг второй. В поисках декупажных мотивов.

В роли мотива для декупажа может выступать любой рисунок. Классический вариант – использование в работе салфеток для декупажа и декупажных карт.

^ Салфетки для декупажа. Основное отличие декупажных салфеток от тех, которые мы используем для сервировки стола – яркие, красочные и интересные рисунки. Ведь декупаж в первую очередь – украшение. Вряд ли кто – нибудь из нас для украшения будет использовать простую белую салфетку. Декупажные салфетки могут быть одно-, двух- и трёхслойные. Количество слоёв не имеет значения, ведь в работе используется только верхний слой, на котором нанесён рисунок. Остальные слои нужно просто отделить от декупажной салфетки.



^ Декупажные карты. Это лист бумаги разной плотности (толщины), на которую типографским способом нанесен рисунок или несколько разных мотивов. Отличие декупажной карты от салфеток для декупажа в том, что сквозь более плотную бумагу декупажной карты не просвечивается поверхность, на которую наносится декупажный мотив. Это значит, что вовсе необязательно клеить декупажную карту на белый слой. Самыми тонкими считают декупажные карты на рисовой бумаге (но они и самые дорогие).

Картинки из журналов, открытки, фотографии, рисунки, распечатки – все это тоже используется при декупаже. Главное, предварительно обработать рисунок, чтобы он не потек, не поблек, и ничем не отличался от декупажной карты. Чтобы распечатанный декупажный мотив не поплыл, его надо сбрызнуть лаком (на первых порах подойдет лак для волос). Изображение на открытке или фотографии покрывают лаком, затем картинку замачивают, и аккуратно скатывают слои бумаги, оставляя лишь тоненькую плёнку с рисунком. Это будет изображение, которое мы используем для декупажа.
^

Шаг третий, не менее ответственный. Инструменты для декупажа.




Для выполнения декупажа необходимо иметь: ножницы, грунт, клей, кисточки, простые белые салфетки, краски и лак. У каждого из них своё предназначение. Ножницы. Предназначение этого инструмента всем понятно – вырезать. Многие мастера советуют вырывать декупажный мотив с салфетки или декупажной карты, так как оборванные края лучше ложатся на поверхность для декупажа. Есть и специальные декупажные ножницы для вырезания.


Грунт. С его помощью мы покрываем предмет белой краской, грунтуем его. Белый цвет не съедает краски, сохраняет декупажный мотив ярким и красочным.


Клей нужен, чтобы приклеивать декупажный мотив к рабочей поверхности. Существуют специальные клеи и лаки для декупажа, с помощью которых рисунок приклеивается к предмету. Можно использовать обычный клей ПВА, строительный или канцеляр Кисти. Кистью наносят клей и рисунок на поверхность, подрисовывают мелкие детали, которые сложно вырезать и наклеить, создают всевозможные эффекты в декупаже, покрывают готовую работу лаком. Используются кисти синтетические, натуральные, из щетины, плоские, круглые, веерные и т.д. Несмотря на такое разнообразие, у каждой кисти в декупаже есть свое применение. Синтетическими лучше всего приклеивать декупажный мотив к поверхности, разглаживать его. Тоненькими кисточками тонируют поверхность для декупажа, делают подрисовку на декупажной карте или салфетке. А веерными удобно создавать различные эффекты на предмете декупажа.ский. Если клей густой, его разводят водой.


^ Простые белые салфетки или слои, отделенные от декупажной салфетки, пригодятся для промакивания, удаления излишков клея с поверхности для декупажа.


Краски. Для декупажа лучше всего подойдут акриловые краски. Они понадобятся для тонирования поверхности для декупажа, подрисовки мелких деталей на декупажном мотиве.


Лак. Им покрывают приклеенный декупажный мотив перед тонированием предмета для декупажа (если в процессе работы на рисунок попадет краска, ее можно будет смыть, не испортив работу). Финишным лаком покрывают готовую работу. Существуют специальные лаки для декупажа. Многие умелицы используют акриловый или полиуретановый лак. Если изделие будет соприкасаться с водой, следует выбрать водостойкий лак. Для посуды используется специальный безвредный декупажный лак.


^

Шаг четвертый, самый ответственный. Делаем декупаж.


Предмет, мотив и инструменты для декупажа готовы. Приступаем к работе.

Первым делом нужно убедиться, что поверхность предмета для декупажа чистая и сухая. Любые шероховатости и загрязнения (если, конечно, так не было задумано) придадут работе небрежный вид.

Грунтуем поверхность для декупажа. Если в этом нет необходимости, нужно закрасить только те участки поверхности для декупажа, на которые будет наклеен рисунок.

Прежде чем начать клеить вырезанный заранее мотив, сначала следует приложить декупажный мотив к поверхности. Можно пофантазировать, перемещая его с места на место, чтобы выбирать самый удачный вариант расположения декупажного рисунка. Лучше даже сфотографировать его, чтобы остался образец. Ведь в процессе декупажа можно увлечься и забыть о деталях. А фотография напомнит, где что должно быть.

Начинаем клеить. Смазываем тонким слоем поверхность для декупажа. Накладываем рисунок и тщательно промазываем его клеем. Излишки клея потом можно удалить, а вот его недостаток приведёт к тому, что работа начнет отставать от поверхности. Это гораздо хуже. Чистой салфеткой или сухой тряпкой убираем излишки клея с предмета декупажа.



Когда клей высох, покрываем декупажный мотив (только его) лаком. После высыхания лака тонируем поверхность красками. Тон может гармонировать с декупажным мотивом или резко контрастировать, подчеркивая или приглушая его.



Наносим финишный лак. Каждый слой перед нанесением последующего должен просохнуть. Рекомендуется пройтись «нулевой» наждачкой по каждому слою лака, чтобы сделать работу абсолютно гладкой, добиться максимального слияния декупажного мотива с предметом.

Главное правило, о котором не следует забывать в процессе декупажа: «Поспешишь – людей насмешишь». И это правда. Лучше не торопиться и потратить на декупаж предмета неделю, чем несколько раз все переделывать или получить неаккуратную работу. Следует помнить, что мастера декупажа средних веков тратили на работу не по одному году! 
^

Напоследок несколько слов об эффектах.


Набравшись опыта в декупаже, мастер сможет творить настоящие чудеса, создавая предметы, на которые свой отпечаток наложило время, делая объёмный декупаж или декупаж в стиле шебби-шик.

Тени. С помощью пастели или красок, наносимых сухой кистью, можно оттенить декупажный мотив, укутать его дымкой. Густые и интенсивные тени у границ декупажного мотива постепенно сводятся на нет, сливаясь с основным тоном. Декупаж получится более мягким, исчезнут резкие переходы. Работа получится органичной и завершённой.

Кракелюр. Его используют, чтобы создать образ старинной вещи. С помощью кракелюра добиваются выразительного растрескивания. Кракелюр образуется из-за несочетаемости нижнего и верхнего слоев. Бывает кракелюр одношаговый и двухшаговый. Одношаговый делается только на окрашенных поверхностях, покрывая предмет сеточкой трещин. Двухшаговый можно делать на декупажном мотиве, состаривая всю работу целиком. Для этого понадобится специальный декупажный лак для кракелюра. В одношаговом кракле можно использовать клей ПВА или желе.

^ Патина, или битум. Используются в декупаже при золочении поверхностей с помощью потали (сусального золота). Придают предметам вид потускневшего, античного золота. Также можно использовать их для придания декупажному мотиву потемнения.

Эффект потёртости придает декупажу стиль шебби-шик. При этом нужно знать: стиль шебби предполагает бело-розовые тона и декупажные сентиментальные мотивы (цветочки, ангелочки…). Эффект шебби-шик  достигается за счет потёртости отдельных участков поверхности для декупажа. Создаётся вещь, которая прожила долгую жизнь. За много лет её неоднократно роняли, бросали, переставляли с места на место. И на каких-то участках потрескалась и облупилась краска. Вот это и есть шебби-шик.

^ 6. Создание проекта детской комнаты в стиле декупажа.

Мне нравятся телепередачи о том, как дизайнеры оформляют квартиры в различных стилях изобразительного искусства. Как–то раз дома я решила поиграть в дизайнера и оформить свою комнату в стиле декупажа.

Для начала накрыла скатертью стол. На створку шкафа прикрепила настенные часы, они помогут мне своевременно приготовиться к празднику. Продумала, как буду угощать гостей: насыпала в вазочку конфет, поставила тарелки. К встрече Нового года приготовила свечку и колокольчик на ёлку. Ёлку ставить ещё рано, но мне есть чем украсить комнату: поставлю на полку кашпо с цветком. Мои гости, возможно, подарят мне цветы, в качестве вазы буду использовать декоративную бутылку. Во время беседы за столом расскажу гостям о своих увлечениях: коллекционировании кукол (на полке в шкафу), собирании книг по декупажу (в нише шкафа). Поделюсь своими планами: весной на Пасху подарю знакомым декоративные яйца (они уже готовы: лежат в корзине на полке). Если гостей заинтересует моё хобби, покажу основные этапы работы в технике декупажа, всё необходимое у меня под рукой. Думаю, что из меня получится гостеприимная хозяйка, мне кажется, гости будут довольны и им не придётся скучать!

По-моему, получилось интересно. Все перечисленные предметы для оформления комнаты были выполнены мной в технике декупажа. Вот проект моей детской комнаты в декупажном стиле.





Заключение.

В ходе работы над проектом я узнала об истории появления бумаги. Благодаря бумаге появилась техника декупажа. Оказывается, декупаж имеет многовековую историю. Я с удивлением узнала, что китайские мастера переняли технику декупажа у мастеров из Восточной Сибири. Именно нашим далёким предкам мир обязан появлению такого чудесного искусства.

Декупаж не стоит на месте. С каждым годом у мастеров возникают новые идеи по оформлению посуды, предметов интерьера, декорированию изделий при помощи различных эффектов. Для специалистов по декупажу выпускаются специальные инструменты, краски и лаки, которые облегчают их труд и помогают необычно украсить изделия.

Моя работа достигла цели, знания, которые я получила в процессе работы над проектом, помогли мне оформить комнату в стиле декупажа. Кроме того, на уроке изобразительного искусства я приготовила для одноклассников презентацию о технике декупажа. Заинтересовались, в основном, девочки. Теперь мы вместе с ними ходим в школьный кружок «Техника декупажа». Девочки начинают пока с азов, а у меня задача посложнее: я изучаю на практике спецэффекты декупажа.

Сейчас, наверное, не осталось ни одного города, в котором хотя бы один житель не слышал это слово: декупаж, не знал бы его значения. Тем не менее, для многих декупаж по–прежнему остается чем–то загадочным и даже таинственным. Но ведь освоить эту технику несложно: стоит сделать всего лишь один шаг - и мир декупажа, такой манящий и таинственный, не будет больше пугать неизвестностью.

Я прихожу к выводу, что декупаж – настоящее спасение для тех, кто не умеет рисовать. Поэтому декупажные карты и салфетки с красивыми рисунками, наклеенные на предмет, помогут мастеру в полной мере раскрыть свой внутренний мир, показать мастерство и художественный вкус.

Я думаю, что секретов декупажного мастерства великое множество. Учиться придётся не один день. Помогут в этом мастер-классы по декупажу – собрание единомышленников, на которых можно познать все секреты мастерства, получить совет и пообщаться с коллегами!





Список литературных источников:
  1. ^

    Рима Айдиете. «Магия декупажа».


Издательство: Эксмо, 2010 г.
  1. Барбара Алдрованди. «Декупаж. Приёмы. Материалы. Техники».


Издательство: Контэнт, 2011 г.
  1. ^

    А. Зайцева. «Декупаж по стеклу и керамике».


Издательство: Эксмо, 2010 г.
  1. Н. Н. Севостьянова. «Декупаж. Лучшие советы».


Издательства: АСТ, Астрель, 2011 г.
  1. Светлана Юсель. «Декупаж. Самая полная энциклопедия».


Издательство: АСТ-Пресс Книга, 2011 г.


Информационные источники:

http://www.yandex.ru

http://www.kostyor.ru – Простой бумаги светлый лист.

Картинки:

http://samodelki.com.ua – Самоделки.





Похожие:

Государственное Образовательное Учреждение средняя общеобразовательная школа №143 Окружной конкурс iconУметбаева Резида Абелкарамовна Должность,преподаваемый предмет: учитель, татарский язык и литература Образовательное учреждение: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Тимяшевская средняя общеобразовательная школа»
Образовательное учреждение: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Тимяшевская средняя общеобразовательная школа» Лениногорского...
Государственное Образовательное Учреждение средняя общеобразовательная школа №143 Окружной конкурс iconМладших школьников
Государственное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа (гоу сош) №285 Красносельского района
Государственное Образовательное Учреждение средняя общеобразовательная школа №143 Окружной конкурс iconСпорт или учёба что выбрать?
...
Государственное Образовательное Учреждение средняя общеобразовательная школа №143 Окружной конкурс iconСправка об эффективности инновационной деятельности гоу №55 Сведения об образовательном учреждении
...
Государственное Образовательное Учреждение средняя общеобразовательная школа №143 Окружной конкурс iconПрограмма развития школы на 2011 2016 годы
Государственное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №12 с углубленным изучением английского языка василеостровского...
Государственное Образовательное Учреждение средняя общеобразовательная школа №143 Окружной конкурс iconПроект организации мониторинга оэр по теме: «Формирование медиаграмотности учащихся средствами обновления содержания и технологий образования»
Государственное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №156
Государственное Образовательное Учреждение средняя общеобразовательная школа №143 Окружной конкурс iconКонкурс «Кировский район: история, события, люди». Номинация: «Экскурсия по Кировскому району». Тема экскурсии
...
Государственное Образовательное Учреждение средняя общеобразовательная школа №143 Окружной конкурс iconПорошин Вениамин,6 класс Муниципальное автономное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №15», Пермский край, г. Соликамск Научный Стащук Лариса Александровна,учитель маоу «сош №15» Тема: «Заимствование немецких слов в русском языке»
Муниципальное автономное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №15», Пермский край, г. Соликамск
Государственное Образовательное Учреждение средняя общеобразовательная школа №143 Окружной конкурс iconАвтор. Романенко Ольга Петровна Образовательное учреждение: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1 имени Героя Советского Союза Ф. А. Трифонова»
Образовательное учреждение: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1 имени Героя Советского...
Государственное Образовательное Учреждение средняя общеобразовательная школа №143 Окружной конкурс iconГосударственное бюджетное специальное ( коррекционное ) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательная школа-интернат VIII вида станицы Калининской Краснодарского края Подготовила и провела Стусенко Ольга Валентиновна,
Государственное бюджетное специальное ( коррекционное ) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными...
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©tvov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты