Программа «система выявления. Поддержки и развития одарённых детей» icon

Программа «система выявления. Поддержки и развития одарённых детей»



НазваниеПрограмма «система выявления. Поддержки и развития одарённых детей»
Дата14.02.2014
Размер356.46 Kb.
ТипПрограмма

Программа

«СИСТЕМА ВЫЯВЛЕНИЯ. ПОДДЕРЖКИ и РАЗВИТИЯ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ»


Актуальность проблемы

Реформы, проводимые в отечественной системе образования в последнее десятилетие, её направленность на личностно-ориентированные и развивающие образовательные технологии изменили отношение к учащимся, проявляющим неординарные способности. Постепенно в общественном сознании начинает формироваться понимание и осознание того, что переход в век наукоёмких технологий невозможен без сохранения и умножения интеллектуального потенциала общества. Детей, имеющих такой потенциал, в педагогике принято называть одарёнными. Именно эта категория учащихся часто оказывается вне специального внимания и поддержки в процессе обучения в школе, в то время как школа должна стать основным местом развития таких детей.

Но сами по себе одарённые дети не могут развиваться, их нужно выявлять, поддерживать, при этом обязательно решая проблемы, возникающие в работе с такой категорией детей:

  1. ученик с высокими интеллектуальными способностями очень далеко отрывается от сверстников в умственном развитии, у него появляются иные интересы, в результате он оказывается в изоляции от одноклассников, часто подвергается насмешкам и гонениям

  2. в результате несоответствия учебной программы потребностям и возможностям одарённых детей и нежелания учителей разглядеть в ученике будущего исследователя и гения, происходит быстрое снижение интереса к обучению, и нарастающая скука может стать непреодолимым препятствием для их дальнейшего развития.

  3. проблема «скрытой одарённости»,которая не проявляется в высокой школьной успеваемости или других явных достижениях ребёнка без поддержки семьи, учителей, сверстников.

Потеря мотивации к учёбе в школе одарёнными детьми ведёт к опасным последствиям не только потому, что исчезает желание творить, исследовать, качественно менять что-то в жизни, но самое страшное – нерастраченный внутренний творческий потенциал в взрослой жизни будет использован на разрушение общества.

Данные проблемы говорят о том, что одарённые дети требуют индивидуального подхода, системной и продуманной работы с ними, поэтому важно не «закопать» талант, а максимально способствовать развитию интеллекта одарённых детей . Всё это явилось аргументированным основанием для создания в России федеральной целевой программы «Дети России», включающей в себя 3 подпрограммы, одной из них является проект « Одарённые дети». Наше образовательное учреждение имеет статус гимназии, поэтому мы посчитали необходимым создание своей комплексной целевой программы выявления, поддержки и развития одарённых детей, чья одарённость на данный момент может быть ещё не проявившейся, просто способных детей, имеющих потенциальные возможности совершить качественный скачок в развитии своих способностей. Каждый человек талантлив по-своему, у каждого есть значительный творческий потенциал. Но возможность творить – это не талант, а умение, которое каждый может в себе выработать. Способность к творчеству, к созиданию является признаком одаренности. Формы проявления способностей могут быть разные: явная, скрытая одаренность.

Отличительным критерием одаренности ребенка, при наличии у него высокой восприимчивости к учению и творческих проявлений, является ярко выраженная, доминирующая потребность в самом процессе умственной деятельности и удовольствие от умственного труда. При благоприятном варианте развития познавательная потребность проходит три уровня:

  • потребность в новых впечатлениях (дошкольное детство);

  • развитие любознательности, выраженной в интересе к определенным занятиям, изучению конкретного предмета (младший и средний школьный возраст);

  • познавательная деятельность, направленная на проведение научного исследования, профессиональное определение (старший школьный возраст).

Искажение и несвоевременное удовлетворение познавательных интересов оставляет способности в неразвитом, зачаточном состоянии.

С целью решения проблемы при работе с одаренными детьми определены основные направления по созданию оптимальных условий для развития одаренных детей (организация учебного процесса):

      • нестандартные уроки, деятельностный тип обучения, обучение самооценке, самоанализу, самоконтролю, развитие творческих способностей путем самостоятельного переноса ранее изученного на новую ситуацию;

      • работа с дополнительной литературой, обдумывание и размышление, высказывание своего мнения, нестандартные задания;

      • выставка творческих работ одаренных детей; развитие творческих способностей учащихся посредством взаимосвязи уроков с внеклассной работой по предмету; участие детей в олимпиадах, конкурсах;

      • обеспечение базового дополнительного образования: организация специальных факультативов, работа кружков по предметам;

      • проведение научно-практических конференций в школе; общеразвивающие традиционные мероприятия школы;

  • организовано раннее изучение иностранного языка, информатики в начальных классах (2-4 классы)

  • школа взяла курс на информатизацию образовательного процесса;

  • осуществляется традиционное психолого-педагогическое сопровождение и поддержка детей, начиная с начальных классов, выявление детей для более углубленных индивидуальных исследований, системное диагностирование психологом;

  • к работе с детьми более высокого уровня развития привлечены высококвалифицированные специалисты – учителя высшей и первой категории, имеющие большой опыт работы с детьми.

Но практика показывает, что существуют проблемы и нереализованные возможности в организации работы с одаренными детьми, которые выражаются в следующих противоречиях:

  • между необходимостью создания нормативной и учебно-материальной базы для организации работы с одаренными детьми и отсутствием новой и конкретной управленческой программы для ее осуществления в школе;

  • между высокими требованиями, предъявляемыми сегодня к обучению и развитию одаренных детей, и теми социальными гарантиями в области образования, которые им предоставляются;

  • между огромными потенциальными возможностями развития одаренного ребенка и несоответствием общего уровня культуры;

  • между специфичностью и проблемностью развития одаренных детей и недостатком психолого-педагогических знаний учителей и родителей.

Разрешение вышеуказанных противоречий возможно при комплексном и системном подходе к проблеме.

Таким образом, очевидна необходимость привлечения внимания всего педагогического коллектива школы, родителей учащихся и общественности к проблеме одаренности, поиска дополнительных ресурсов и возможностей для оптимизации этого важного направления в деятельности школы. Реализация программы позволит систематизировать эту деятельность, а также поднять ее на более качественный уровень.

^ Концептуальные основы. Общая стратегия решения проблемы.

Современные тенденции социального развития ставят перед школой новые задачи, поскольку не только знание иностранных языков, компьютеризация, а особый – более свободный, более интеллектуальный и креативный образ мышления – будет являться залогом социального успеха каждого, а значит, залогом процветания нации.

При разработке программы в качестве исходных были использованы следующие концептуальные понятия.

Одаренная личность – личность, отличающаяся от среднего уровня своими функциональными или потенциальными возможностями в ряде областей: интеллектуальной, академической, творческой, художественной, психомоторной сфере (лидерство).

Одаренность – совокупность свойств личности, обеспечивающих реальное или потенциально успешное выполнение деятельности и получение результатов в одной или нескольких перечисленных областях выше среднего уровня. Обычно одаренностью называют генетически обусловленный компонент способностей – «дар», в значительной мере определяющий как итог развития, так и его темп. Генетический дар раскрывается благодаря среде, и она либо подавляет его, либо помогает ему раскрыться.

Ведущим компонентом одаренности является мотивационный.

Познавательная способность занимает в структуре одаренной личности доминирующее положение и отличается большой силой, устойчивостью и действенностью.

Отличие личностей просто с высоким уровнем способностей от одаренных состоит именно в различии уровня, силы и доминирования мотивации. Именно благодаря более высокому уровню мотивации одаренная личность добивается более значительных результатов, чем другая, имеющая порой более высокий уровень способностей.

При разработке теоретических основ программы «Одаренные дети» в качестве исходных были использованы следующие концептуальные положения:

  1. Концепция «возрастной одаренности» (Н.С.Лейтес), согласно которой необычные возможности ребенка на том или ином возрастном этапе еще не означают сохранение этого уровня и своеобразие его возможностей в последующие и более зрелые годы. Наиболее продуктивен педагогический путь, согласно которому одаренность в младшем школьном возрасте рассматривается и развивается как некая общая, универсальная способность.

  2. Подход к одаренности как проявлению творческого потенциала человека (А.М.Матюшкин), согласно которому одаренность понимается как высокий уровень творческого потенциала, выражающийся прежде всего в высокой познавательной и исследовательской активности.

  3. Динамическая теория одаренности (Ю.Д.Бабаева), в которой акцентируется внимание, во-первых, на понимании одаренности как развивающегося свойства целостной личности, во-вторых – на оценке одаренности с точки зрения наличия психологических барьеров, затрудняющих ее проявление и развитие и / или приводящих к феномену диссинхронии.

  4. Экопсихологический подход к развитию одаренности (В.И.Панов). одаренность в этом случае рассматривается как особая форма проявления творческой природы психики человека. Поэтому основная задача современного педагога заключается в создании образовательной среды развивающего (творческого) типа.

Одаренность может проявляться:

    • как одаренность явная (проявленная), которая «у всех на виду». Обычно в этом случае подразумевается высокая одаренность. Специалисты утверждают, что число таких детей составляет примерно 1-3% от общего числа таких детей;

    • как одаренность возрастная, т.е. в одном возрасте ребенок показывает явную одаренность, а потом, по истечении нескольких лет эта одаренность куда-то исчезает;

    • как одаренность скрытая (потенциальная, непроявленная), т.е. одаренность, которая по каким-то причинам не проявила себя в учебной или иной деятельности данного ребенка, но существует как потенциальная перспектива развития его способностей. Детей со скрытой одаренностью примерно 20-25% от общего числа учащихся.

В основу программы положены ведущие методологические принципы современной педагогики и психологии:

1. Системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в системе их взаимосвязи с другими. При таком подходе педагогическая система работы с одаренными детьми рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса, содержание образования, методы и формы педагогического процесса и материальная база.

^ 2. Личностный подход, утверждающий представления о социальной, деятельностной и творческой сущности одаренного ребенка как личности. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании и обучении на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий.

^ 3. Деятельностный подход. Деятельность – основа, средство и решающее условие развития личности. Поэтому необходима специальная работа по выбору и организации деятельности одаренных детей, по активизации и переводу их в позицию субъекта познания, труда и общения. Это, в свою очередь, предполагает обучение детей выбору цели и планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.

^ 4. Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Одаренный ребенок не только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в нее нечто принципиально новое, т.е. он становится творцом новых элементов культуры. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой, во-первых, развитие самого ребенка и, во-вторых, становление его как творческой личности.

Реализация этих методологических принципов позволяет определить основные способы решения проблем при работе с одаренными детьми, осуществлять планирование и прогнозирование деятельности.

^ ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: создание условий для выявления, поддержки, обучения, воспитания и развития индивидуальных задатков одарённых детей, создание среды, способствующей формированию и максимально полной реализации творческих способностей учащихся в различных областях науки ,искусства, спорта.

ЗАДАЧИ:

  • обеспечение условий всестороннего развития личности одаренного ребенка на основе его интересов через творческую созидательную деятельность, создание благоприятной социокультурной среды, культурно-информационного пространства, организацию индивидуальной деятельности с одаренными детьми в базовых группах, интеллектуальном клубе «Что?Где?Когда?», предоставление возможности для продуктивной самореализации одаренных детей через интеллектуально-творческие мероприятия разного уровня;

  • адаптация одаренных детей к изменяющимся социально-экономическим условиям; воспитание уравновешенного интеллигентного представителя общества, который сможет реализовать свой потенциал исходя из своих интересов;

  • «конструирование мотивов», формирование устойчивой мотивации на учебную деятельность у большинства учащихся, стимулирование познавательного интереса;

  • учет индивидуальности каждого учащегося, выработка его индивидуальной траектории развития, раскрытие творческого потенциала;

  • разработка системы диагностики одаренных детей, обеспечение информационно-методического и программного сопровождения, кадровых условий для работы с одаренными детьми;

  • обеспечение нормативно-правовой базы, позволяющей осуществлять эффективную социально-педагогическую работу с одаренными детьми.


^ МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛИ И ЗАДАЧ ПРОЕКТА

1.Система поиска и диагностики одарённых детей

1.1Психолого-педагогический анализ развития учащихся школы

1.2.Диагностика одарённости разных типов и видов

1.3.Анкетирование и наблюдение за учащимися

1.4.Создание школьного банка способных, одарённых и талантливых учащихся

1.5.проведение тренингов личностного роста и коммуникативных тренингов

2.Расширение пространства повышения квалификации педагогов школы


Мероприятие

Участники

^ Привлекаемые ресурсы

Ожидаемый результат

Курсы повышения квалификации «Организация исследовательской деятельности учащихся в школе»




ПКИПКРО

Организация системы научно-исследовательской деятельности учащихся

Курсы повышения квалификации «Технологии работы с одарёнными детьми»

Педагоги

Центр развития образования Премского края

Освоение педагогами современных образовательных технологий

Курсы повышения квалификации «Система оценки личностных достижений учащихся: формы и методы»

Педагоги

ПИПКС

Формирование системы портфолио учащихся

Семинар «Основы проектной деятельности в урочной и внеурочной деятельности»

Педагоги и администрация гимназии

СГПИ

Моделирование деятельности учителей-предметников по работе с разными группами учащихся

Педагогические чтения «Одарённые дети: особенности работы с ними»

Педагоги гимназии

СГПИ

Обобщение опыта работы педагогов

Выставка-презентация научно-практической продукции учителей по теме «Одарённые дети»

Педагоги гимназии




Практические наработки и «изюминки» работы педагогов по работе с одарёнными детьми

Семинар «Творческая индивидуальность педагога»

Педагоги

Центр развития образования Пермского края

Развитие профессиональной компетентности педагога при работе с способными , одарёнными и талантливыми детьми


























^ 3.Внедрение в практику работы школы современных образовательных технологий для удовлетворения запросов способных и одарённых детей

Категория учащихся

Образовательные технологии

Формы работы

Результат

Учащиеся с потенциальными возможностями для раскрытия способностей

-метод проектов

-проблемное обучение

-методы психологического воздействия

Групповые занятия

Индивидуальная работа

Мозговой штурм

кооперация

Увеличение числа учеников, которые ярко раскрылись благодаря профессионализму педагога

Учащиеся, имеющие скрытую одарённость

-метод проектов

-игровые технологии

-технология развития критического мышления

-изучение программного материала по индивидуальной траектории

-творческие мастерские

Раскрываются скрытые возможности нестандартно мыслящих детей, обретается ими возможность полностью реализовать свои способности

Одарённые дети

-Проблемное обучение

-технология развития критического мышления

-Дальтон- технология

-изучение программного материала по индивидуальной траектории (углублённое изучение отдельных тем)

-создание личных интернет-сайтов

-факультативный курс по интернет-переписке с учителем или зарубежными сверстниками

Выполнение заданий творческого характера, требующих нестандартного подхода к его выполнению

Написание научно-исследовательских статей учащимися


^ РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ


Направление деятельности

Содержание

Информационное обеспечение

  1. Нормативно-правовое обеспечение

  • Положение о проведении школьного тура предметных олимпиад

  • Положение о проведении школьных творческих конкурсов

  • Положение о деятельности НОУ

  • Положение о портфолио ученика

  • Положение о школьном конкурсе «Мой лучший проект»

  • Положение о школьном конкурсе « Ученик года»

2.Программное обеспечение (авторские и адаптированные программы элективных курсов и курсов по выбору)

3.Наличие комплекта информационно-методической материалов (публикации, рекомендации, библиография по направлениям)

4.Организация информационных выставок по проблеме одарённых детей

5.Издание материалов, оформление сайта, подготовка аналитических материалов

Организационно- методическое обеспечение

  1. Создание проектной группы по реализации проекта «Зажги свою звезду»

  2. Повышение квалификации педагогов через систему работы с вузами, тематических, проблемных и обучающих семинаров на базе школы и учреждения дополнительного образования «Импульс»

  3. Разработка практических рекомендаций по составлению программ индивидуального развития одарённых детей

  4. Организация мастер-классов по распространению опыта сопровождения развитием одарённого ребёнка

  5. Формирование банка педагогических технологий и передового педагогического опыта по работе с одарёнными детьми

Материально-техническое обеспечение

  1. Укрепление материальной базы учебных специализированных кабинетов для осуществления исследовательской и проектной деятельности учащихся

  2. Приобретение учебных развивающих программ (центр А.М. Матюшкина)

^ Стратегические направления программы

- Создание благоприятных условий для работы с одаренными детьми (внедрение передовых образовательных технологий, нормативно-правовое обеспечение деятельности, формирование банка данных по проблеме одаренности, укрепление материально-технической базы)

- Методическое обеспечение работы с одаренными детьми (повышение уровня профессионального мастерства педагогов, организация обмена опытом учителей, работающих с одаренными детьми, научно-методическое и информационное обеспечение программы)

- мероприятия по работе с одаренными детьми (участие способных и одаренных детей в школьных и районных мероприятиях)


  1. Научное – создание единой программы работы с одаренными детьми.

  2. Психолого-педагогическое – диагностика одаренности учащихся и организация эффективного функционирования этой системы.

  3. Научно-методическое и образовательное – апробация и внедрение методических разработок в психолого-педагогическую практику, поиск и внедрение наиболее эффективных технологий работы с одаренными детьми. Создание и организация работы интеллектуального клуба учащихся. Переподготовка кадров. Ориентирование внеклассной работы на участие в ней одаренных детей. Организация разнообразных конкурсов, олимпиад, интеллектуальных марафонов, конференций.

  4. Социально-экономическое – поддержка одаренности через организацию конкурса «Ученик года».

В рамках программы предусматривается реализация следующих направлений работы.

    • Координационное направление:

      • организация работы всего коллектива школы;

      • создание предметных базовых площадок;

      • интеграция в рамках данного направления деятельности начальной, средней и высшей школы, учреждений дополнительного образования;

      • обеспечение нормативно-правовой базы;

      • ресурсное обеспечение;

      • контроль и анализ деятельности.

    • Диагностическое направление:

      • формирование банка методического обеспечения для выявления одаренности;

      • проведение специальных конкурсов, турниров и т.д. для выявления одаренных детей;

      • проведение диагностики одаренных детей;

      • диагностика условий обучения и развития одаренных детей (в т.ч. кадровых);

      • создание банка данных «Одаренные дети школы».

    • Кадровое направление:

      • определение критериев эффективности педагогической работы с одаренными детьми;

      • повышение квалификации педагогов на разных уровнях;

      • оказание информационной, методической и финансовой помощи педагогам;

      • создание творческой группы учителей, работающих с одаренными детьми;

      • создание условий для отработки и применения новых педагогических технологий.

    • Развивающее направление:

      • создание образовательной среды для развития одаренных детей;

      • организация курсов углубленного изучения предметов, кружков интеллектуальной, художественно-эстетической направленности, летнего лагеря;

      • создание условий для участия одаренных детей в олимпиадах, конференциях и других интеллектуально-творческих мероприятиях разного уровня;

      • обеспечение материально-технической базы;

      • создание системы психологического сопровождения одаренных детей;

      • использование информационно-коммуникационных технологий.

    • Информационное направление:

      • привлечение внимания педагогической общественности, органов государственного управления средств массовой информации к проблемам одаренных детей;

      • организация работы библиотеки;

      • создание банка образовательных программ, диагностических и методических материалов;

      • информационная поддержка педагогов, работающих с одаренными детьми.

^ Основные этапы реализации Программы

1 этап- диагностико- организационный (сентябрь2009-апрель 2010 года)

Цель: подготовка условий для формирования системы работы по выявлению, поддержке и развитию одарённых детей

Задачи:

  • Дополнить имеющееся нормативно-правовое обеспечение школы

  • Определить содержание образовательных услуг и организационно-методического обеспечения

  • Провести комплексную психолого-педагогическую диагностику индивидуальных особенностей учащихся на всех ступенях образовательного процесса и педагогов, способных работать с одарёнными детьми

  • Создать рабочую проектную группу педагогов по реализации проекта «Зажги свою звезду»

  • Ознакомить педагогов с накопленным опытом коллег по заявленной проблеме

Ожидаемый результат:

  • Разработка Положений школьных олимпиад, конференций, конкурсов

  • Разработка комплексной целевой программы членами рабочей проектной группы

  • Создание банка психолого-педагогической диагностики одарённых детей

  • Создание банков текстов для школьных олимпиад и интеллектуальных конкурсов

  • Создание банков творческих работ учащихся

2 этап- реализационный (май 2010 -апрель 2013 года)

Цель: Разработка механизма реализации Программы

Задачи:

  • Выявить направленность и степень одарённости детей

  • Провести сравнительный анализ результативности и степени активности учащихся и их наставников в олимпиадах, творческих и интеллектуальных конкурсах, научно-исследовательской деятельности

  • Разработать методические рекомендации по работе с одарёнными детьми, основам научного исследования школьников, проектной деятельности, материалов для проведения олимпиад и конкурсов

  • Апробировать экспериментальные авторские программы по работе с одарёнными детьми

  • Адаптировать учебные программы элективных курсов и курсов по выбору, направленных на углубленное изучение учебного материала по предметам

  • Отследить динамику интеллектуальных и творческих показателей каждой категории одарённых детей

  • Повысить квалификацию педагогов по работе с одарёнными детьми через различные формы обучения

  • Отработать педагогические технологии для индивидуальной и групповой работы для индивидуальной и групповой работы с одарёнными детьми

  • Создать условия для индивидуального развития учащихся 1-11 классов

Ожидаемый результат:

  • Разработка авторских экспериментальных программ по работе с одарёнными детьми

  • Выявление одарённых детей на ранних этапах развития и разработка механизма их индивидуальной поддержки

  • Организация системы научно-исследовательской деятельности учащихся

(1-2 классы «Мой первый проект»,3-5 классы «Юный исследователь»,6-8 классы «Исследовательский проект», 9-11 классы «Исследование как качественная и эффективная форма подготовки к вузу»

  • Организация и проведение школьных конкурсов «Ученик года», «Мой лучший проект» и «Творчество .Поиск. Дерзание»

  • Проведение выставок детского творчества (художественная фотография, декоративно-прикладное творчество, конкурс семейных рисунков, «Мир моих увлечений», «Юный дизайнер», «Сам себе модельер», «Творческая презентация»)

  • Развитие ключевых компетенций обучающихся через новые формы организации внеучебной деятельности

-1-4 классы-кружковая и досуговая деятельность

-5 классы-проведение образовательных кругосветок, межпредметных КВН, игровые нетрадиционные формы подведения учебной четверти

-6 классы-проведение образовательных кругосветок, познавательных игр, мини-предметных конференций по итогам предметных декад

-7-8 классы-проведение занимательных уроков, уроков по выбору обучающихся, 1 раз в четверть

-9-11 классы- организация проектной деятельности с обучающимися

  • Сохранение традиции работы с портфолио

  • Выпуск информационных бюллетеней, методических рекомендаций, памяток по работе с одарёнными детьми

  • Создание авторских программ элективных курсов и курсов по выбору

  • Организация и проведении на базе школы зональных семинаров «Условия для развития одарённых детей в школе»

  • Разработка программ для одарённых детей по направлениям (гуманитарное, интеллектуальное, экологическое, «Юный спасатель», краеведческое, «Юный исследователь»), активизация олимпиадного движения ( участие всех желающих в Всероссийских олимпиадах «Олимпус», «Альбус», Всероссийской олимпиады Центра развития поддержки одарённых детей», Международных конкурсов «Творчество и познание»)

  • Повышение квалификации и объединение педагогов, работающих с одарёнными детьми в творческую проектную группу

3 этап- аналитический- май-июнь 2013года

Цель: переход системы работы с одарёнными детьми в режим функционирования

Задачи:

  • Провести сравнительный анализ и обобщить результаты развития одарённых детей

  • Проанализировать результаты работы

  • Осуществить коррекцию затруднений педагогов в реализации программы

Пополнить банк педагогического опыта по работе с одарёнными детьми Ожидаемый результат:

  • Коррекция и уточнение Программы

  • Создание банка педагогического опыта по работе с одарёнными детьми

  • Распространение опыта работы через школьный сайт

  • Презентация накопленного опыта коллегам других школ

Формы работы с одаренными детьми

  • Индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм уроков;

  • Дополнительные занятия с одаренными учащимися, подготовка к олимпиадам, интеллектуальным играм, дискуссии, консультации по возникшим проблемам;

  • Участие в предметных олимпиадах разного уровня

  • Психологические консультации, тренинги, тестирование;

  • Конкурсы, интеллектуальные игры, фестивали, спортивные соревнования;

  • Посещение предметных и творческих кружков по способностям, а также спортивных секций по интересам;

  • Использование современных средств информации (Интернет, медиатека и др.)

^ План реализации направлений программы «Одаренные дети» на 2009-2013 годы


п/п

Основные направления

Сроки

Исполнители

Научное направление

1

Разработка приемлемой для школы системы выявления,поддержки и развития одаренного ребенка

2009-2010

Зам. директора по НМР, школьный психолог

Творческая проектная группа педагогов и родителей

2

Разработка системы взаимодействия с семьей одаренного ребенка

2009-2010

Зам. директора по ВР, школьный психолог

^ Научно-методическое и образовательное направление

1

Разработка индивидуальных образовательных программ в соответствии с особенностями одаренного ребенка

2009-2013

Творческая проектная группа учителей

2

Создание системы дополнительного образования как условия для саморазвития и самореализации

2009-2011

Зам. директора по ВР

3

Создание системы психолого-медико-социального сопровождения

2009-2013

Зам. директора по УВР

4

Апробация и внедрение диагностического инструментария выявления одаренных детей

2009-2013

Психолог, учителя

5

Апробация и внедрение программ развития и поддержки одаренности

С 2010 года

Зам. директора по УВР, психолог

6

Создание и ведение банка данных одарённых детей, включающее сведения о детях разных типов одаренности и талантливости, образовательных программах обучения одаренных детей, кадровом обеспечении процесса

2009-2013

Зам директора по НМР, психолог

7

Повышение профессиональной квалификации кадров, работающих с одаренными детьми

2009-2012

Зам. директора по НМР

8

Разработка, апробация и внедрение нового содержания образования для разных типов одаренности

2009-2012

Зам. директора по УВП, творческая проектная группа

9

Организация зонального семинара «Система работы с одарёнными детьми в урочной и внеурочной деятельности :выявление, развитие, поддержка»

2010-2011

Зам. директора по НМР

10

Целенаправленная работа с родителями по проблемам детской одаренности, способам ее поддержки и развития

2009-2011

Зам. директора по ВР, психолог

11

Участие педагогов в научных, научно-практических конференциях разного уровня по проблемам одаренности ребенка

2010-2013

Зам. директора по НМР

12

Привлечение внимания общественности города к потребностям одаренных учащихся

2010-2013

Директор, родительский комитет

13

Создание информационной базы по проблемам одаренности детей

2009-2012

Зам. директора по УВР

14

Использование материалов российских сайтов в Интернете, посвященных проблемам одаренных детей

2009-2013

Педагоги школы

15

Оперативный сбор и оформление, распространение материалов по рубрикам:

- опыт педагогической работы с одаренными детьми;

- родительские заметки об особенностях воспитания и развития одаренных детей

- детские достижения (творческие проекты,рисунки, стихи, фотографии, декоративно-прикладные работы)

2009-2013

Зав. Библиотекой, педагоги

16

Выпуск сборника детского литературного творчества»Капелька»

2010-2013

Зам. директора по УВР

17

Деятельность методического совета:

- рассмотрение материалов педагогических исследований по данной проблеме;

- организация апробации методик обучения школьников

2009-2013

Зам. директора по НМР

^ Организационное психолого-педагогическое направление

1

Индивидуальная работа со специалистами

2009-2013

Заместители директора

2

Организация и совершенствование работы интеллектуального клуба «Что?Где?Когда?»», кружков различной направленности

2009-2013

Зам. директора по НМР, ВР

3

Создание среды общения, самореализации. Социализации:

- заключение договоров с учреждениями дополнительного образования

- организация и проведение предметных олимпиад различного уровня;

- организация выставок;

- организация защиты творческих проектов

2009-2013

Зам. директора по НМР, ВР

4

Организация на базе школы профильных предметных лагерей в каникулярное время

2011-2013

Директор , зам. директора по ВР

Социально-экономическое направление

1

Создание условий для оказания одаренным детям социальной, психологической, медицинской помощи

2009-2013

Директор, родительский комитет

2

Разработка Положения о поощрении одаренных детей – победителей олимпиад, авторов научных открытий

2010

Директор


^ Перспективный план деятельности на 2012-2013 учебный год

п/п

Направления реализации программы

Мероприятия

Дата

Ответственные

1

Изучение нормативных документов, рекомендаций и опыта работы педагогов по вопросу «Одаренные дети»

1. Семинар «Одаренность: понятие; виды одаренности»

Сентябрь

Творческая проектная группа учителей

2. Знакомство с новинками педагогической литературы: «Особенности работы с одаренными детьми»

октябрь

Школьный библиотекарь

3. «За круглым столом» (изучение специальных исследований педагогов и психологов: А.Проскуры, Л.Выготского. А.Матюшкина)

ноябрь

Зам. директора по НМР, творческая проектная группа

4.Семинар –практикум «Изучение творческого потенциала личности»

январь

Зам. диектора по НМР, УВР

5. Практикум «Организация индивидуальной и дифференцированной работы с одаренными детьми на уроках гуманитарного и естественно-математического цикла

март

Учителя-предметники

6. Педсовет «Роль школы в развитии и обучении одаренных детей

апрель

Зам. директора по НМР, творческая проектная группа

2

Преемственность дошкольных учреждений и начальной школы

1. Алгоритм поиска и выявления одаренных детей в детском саду и в школе. Работа «Школы развития личности» для детей 4-5 лет

Сентябрь-апрель

Зам. директора по УВР, Негосударственное краевое ОУ «Школа развития личности»

2. Собеседование с воспитателями об интересах и наклонностях детей; анкетирование родителей; экскурсия в школу; день открытых дверей; организационное родительское собрание «Развитие способностей первоклассника»




Школьный психолог

Творческая проектная группа учителей начальных классов

3

Создание банка данных одаренных детей школы

Пополнение адресного мониторинга состояния с одарёнными детьми

В течение учебного года

Зам. директора по НМР

2. Психодиагностические обследования среди учащихся

В течение учебного года

Школьный психолог

3. Анкетирование детей

В течение учебного года

Творческая проектная группа учителей

4. Диагностическая работа во время проведения интеллектуальных и художественных конкурсов

В течение учебного года

Школьный психолог


4

Психологическая помощь одаренным детям

1. Регулярные психологические консультации для одаренных детей

В течение учебного года

Школьный психолог

2. Организация психологического сопровождения в ходе олимпиад, турниров и других интеллектуальных и творческих конкурсов

В течение учебного года

Школьный психолог

3. психологические тренинги, направленные на повышение эмоциональной устойчивости

В течение учебного года

Школьный психолог

5

Создание методической копилки по работе с одаренными детьми

1. Комплектование научно-методического кабинета соответствующей учебной и научно-методической литературой

В течение учебного года

Зам. директора по НМР

2. Создание методической копилки (тесты, карточки для дифференцированной работы, олимпиадные задания, задания повышенной трудности по предметам, разработки интеллектуальных марафонов, игр)

В течение учебного года

Зам. директора по УВР

3. Работа библиотеки по реализации программы: создание тематических картотек, подборка отечественной и зарубежной литературы (монографии, статьи, тезисы, словари и т.д.) по вопросам одаренности детей

В течение учебного года

Школьный библиотекарь

6

Систематизация работы учителей с одаренными детьми в урочной деятельности

1. использование в урочной деятельности различных современных средств информации: медиатеки, Интернета, компьютерных игр по предметам, электронных энциклопедий

В течение учебного года

Зам. директора по НМР, Творческая проектная группа учителей

2. Применение на уроках современных технологий: игровых, учебно-исследовательских, коммуникативных, проблемно-поисковых, здоровьесберегающих

В течение учебного года

Зам. директора по НМР, Творческая проектная группа учителей

3. Использование элементов дифференцированного обучения, направленных на творческий поиск, высокую познавательную активность, самостоятельную деятельность, учебную мотивацию одаренных учащихся

В течение учебного года

Зам. директора по НМР, Творческая проектная группа учителей

4. Проведение нестандартных форм уроков

В течение учебного года

Рук. МО, учителя-предметники

5. Ведение уроков иностранного языка (2-4 классы) и информатики (2-4 классы) в начальных классах




Зам. директора по УВР

7

Создание условий для работы с одаренными детьми во внеурочное время (предметные и творческие кружки, спортивные секции)

1. Функционирование предметных и творческих кружков, спортивных секций

В течение года

Педагоги дополнительного образования

2. Предметные олимпиады (4-11-е классы)

Октябрь – январь

Учителя-предметники

3. Интеллектуальный предметный марафон (5-7 классы)

Октябрь

Учителя-предметники

4. Защита предметных проектов

Ноябрь-естественный цикл

Февраль-гуманитарный цикл

Руководители НОУ

5. Математический турнир

Ноябрь

Учителя математики

6.Лингвистическая конференция «Красота родного слова» (4-8 классы)

Октябрь

Учителя русского языка

7. Международные интеллектуальные конкурсы («Кенгуру», Енот», «Русский медвежонок», «Лю.битель истории», «Планета знаний» и др.)

В течение года

Учителя-предметники

8. Музыкальные конкурсы

Апрель

Май

Руководитель музыкального кружка

9. Клуб любителей живописи.

Выставка изобразительного искусства «Волшебная кисточка»

В течение года

Апрель

Руководитель кружка рисования

10. Фестиваль иностранных языков

Март

Руководитель ШМО иностранных языков

11. Конкурс для любителей информатики»РЕКС», «Говорит и показывает компьютер»

Февраль

Учителя информатики и физики

12. «На старт!», спортивные соревнования

В течение года

Руководители спортивных секций

13.Выставка декоративно-прикладного искусства «Необычное в обычном»

Май

Рук. кружка

8

Проведение мероприятий с родителями одаренных детей

1. Анкетирование родителей с целью определения их основных подходов к данной проблеме

Май

Школьный психолог

2. Родительская конференция Академии родительской любви «Развитие творческого потенциала ребенка»

Декабрь

Творческая группа

3. Круглый стол «Организация досуга одаренных детей»

Февраль

Руководитель программы

4. Индивидуальные консультации школьного психолога

Март

Школьный психолог

5. Совместное творчество родителей и детей. Выставки детских работ

В течение года

Педагоги дополнительного образования

6. Спортивные соревнования «Мама, папа, я – спортивная семья»

В течение года

Руководители спортивных секций

7. Отправление благодарственных писем родителям учащихся по месту их работы

Май

Совет творческой группы учителей

  • компьютерные игры по предметам, электронная энциклопедия);

  • Создание детских портфолио

^ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОЖИДАЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

1.Рейтинги гимназии в городе и крае по итогам участия в олимпиадном движении, различным интеллектуальных и творческих конкурсах

2.Положительная динамика участия школьников 2-11 классов в исследовательской и проектной деятельности

3.Положительная динамика успешности учеников, отражённая в «Портфолио ученика»

4.Повышение уровня владения детьми общепредметными и социальными компетентностями, увеличение числа таких детей

5.Расширение сети взаимодействия школ, работающих с одарёнными детьми в инновационном режиме

Список литературы

  1. Ананьев Б.Г. О соотношении способностей и одаренности //Проблемы способностей. М., 1962.

  2. .Бабаева Ю.Д. Психологический тренинг для выявления одарённости. Методическое пособие.- М.: Молодая гвардия,1998

  3. Безруких М.М. Ступеньки к школе: книга для педагогов и родителей.- М.:Дрофа,2000.

  4. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. – М.: Знание, 1991.




  1. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность // Семья и школа, - № 9. – 1990.

  2. Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. М., 1984.

7..Матюшкин А.М. Концепция творческой одарённости: Мир психологии.-2001

8.Милгрем Р. Основные современные концепции творчества и одарённости М.: Молодая гвардия, 1997.

9.Учителю об одарённых детях (по ред. В.П.Лебедевой, В.И.Пановой)

М.: Молодая гвардия,2005.

  1. Фримен Д. Ваш умный ребёнок.- М. : Семья и школа.-1996

  2. 7.Шумакова Н.Б. Исследовательская активность в разные возрастные периоды.М.: Вопросы психологии, 2006.

  3. 8.Шумакова Н.Б.Обучение и развитие одарённых детей.- М.: НПО «МОДЭК».2004.

  4. 9.Щебланова Е.И. Диагностика одарённости младших школьников. М.: Молодая гвардия,1999.

  5. 10. Щербо Н.И. Одарённый ребёнок в системе общеобразовательной школы (из опыта работы общеобразовательных школ Москвы).-М,2008.



Похожие:

Программа «система выявления. Поддержки и развития одарённых детей» iconПрограмма «Одаренные дети»
Цель программы: формирование системы выявления, поддержки и развития одаренных детей
Программа «система выявления. Поддержки и развития одарённых детей» iconМетодические материалы. Система сопровождения одаренных детей школьный экологический проект «Экологические инициативы»
Наша новая школа является направление «Развитие системы поддержки талантливых детей». «Необходимо развивать творческую среду для...
Программа «система выявления. Поддержки и развития одарённых детей» iconСистема работы с одаренными детьми в Никанова И. И., начальник управления образования Пошехонском мр в нашем муниципальном районе подхвачена образовательная инициатива «Наша новая школа»
Целью деятельности является создание комплекса условий и средств, направленных на совершенствование системы выявления, поддержки...
Программа «система выявления. Поддержки и развития одарённых детей» iconСистема поддержки и развития одарённых детей в условиях сельской школы
Цель: Поддержка и развитие одарённых детей в условиях сельской школы в ходе реализации программы «Одарённые дети»
Программа «система выявления. Поддержки и развития одарённых детей» iconПрограмма «Одаренные дети»
...
Программа «система выявления. Поддержки и развития одарённых детей» iconПлан по организации работы с одаренными детьми в условиях общеобразовательного учреждения Составитель: Казакова Е. Е. учитель начальных классов, руководитель шмо. 2012/2013 учебный год
Цель: создание условий для выявления, поддержки, обучения, воспитания и развития индивидуальных задатков одаренных детей
Программа «система выявления. Поддержки и развития одарённых детей» iconЕсть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой – они красиво зазвучат» В. А. Сухомлинский Тема «Современные технологии в работе с одарёнными детьми»
Цели: создание условий для выявления, поддержки, обучения, воспитания и развития индивидуальных задатков одарённых детей в начальной...
Программа «система выявления. Поддержки и развития одарённых детей» iconПроект на тему: «Развитие креативности творчески одаренных детей в разновозрастной группе»
Обеспечить благоприятные психолого-педагогические условия для выявления и развития творчески одаренных детей в наиболее приемлемом...
Программа «система выявления. Поддержки и развития одарённых детей» iconУправление образования администрации Горнозаводского муниципального района Пермского края
Обмен опытом, идеями и методическими решениями по задачам развития и поддержки одаренных детей дошкольного возраста, обсуждение модели...
Программа «система выявления. Поддержки и развития одарённых детей» iconУправление образования администрации Горнозаводского муниципального района Пермского края
Обмен опытом, идеями и методическими решениями по задачам развития и поддержки одаренных детей дошкольного возраста, обсуждение модели...
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©tvov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты