Отделение диагностики, коррекции и консультирования: актуальные проблемы, пути их решения icon

Отделение диагностики, коррекции и консультирования: актуальные проблемы, пути их решения



НазваниеОтделение диагностики, коррекции и консультирования: актуальные проблемы, пути их решения
Дата23.06.2014
Размер104.28 Kb.
ТипСправочники, творчество

Воронкова Л.И.-учитель-логопед

высшей квалификационной категории,

заведующая Отделением диагностики,

коррекции и консультирования

МДОУ ЦРР «Алёнушка».

Домашенко ЕН.- учитель-дефектолог

первой квалификационной категории

МДОУ ЦРР «Алёнушка».


Отделение диагностики, коррекции и консультирования: актуальные проблемы, пути их решения.

Реализация права на равенство возможностей, на полноценное участие в жизни общества, права на образование и социальную защиту – главные проблемы современного мира. По экспертным оценкам ООН к началу ХХI в. в мире насчитывалось 200 млн. детей с особыми образовательными потребностями и лишь около 2% из них получали необходимую помощь. Это одна из актуальных социальных проблем современной России.

В настоящее время активно развивается система комплексного сопровождения развития ребёнка в образовательном процессе. Главным предметом заботы специалистов системы сопровождения становится поиск и реализация различных форм взаимодействия с ребёнком и средой его окружения, направленного на конструктивное решение актуальных проблем ребёнка.

Отделение диагностики коррекции и консультирования, образованное в 2009 году на базе МДОУ ЦРР «Алёнушка», и явилось одной из форм оказания психолого-педагогической помощи детям с особыми образовательными потребностями: воспитанникам образовательных учреждений Клинского района и детям, не посещающим дошкольные учреждения, которые нуждаются в коррекционных занятиях.

В Отделении функционирует три блока:

- консультативно-диагностический,

- коррекционно-образовательный,

- консультативно-методический.

(см. Приложение 1).

В ходе комплексного психолого-педагогического обследования ребёнка методами дифференциальной диагностики, определяется вид нарушений в развитии. Разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут ребёнка исходя из его психо-физических возможностей. Оказывается консультативная помощь родителям. По необходимости даётся направление на консультацию к врачам-специалистам.

Коррекционно-образовательный блок включает в себя индивидуальные занятия по коррекции эмоционально-волевой сферы, развитию познавательных процессов и речи ребёнка.

В третьем блоке оказывается консультативно-методическая помощь

педагогам дошкольных образовательных учреждений по вопросам диагностики и коррекции отклонений в развитии ребёнка.

Опыт работы показывает, что Отделение, как одна из форм комплексного сопровождения ребёнка с проблемами в развитии востребована в городе и районе. Более 150 детей и их родителей получили квалифицированную диагностическую и консультативную помощь.

Организация работы в Отделении постоянно совершенствуется.

Проводя комплексную диагностику детей, мы часто рекомендуем индивидуальные занятия со специалистами на базе нашего учреждения. Однако возникла проблема оказания помощи детям из отдалённых районов, которые не имеют возможности систематически посещать занятия. Специалистами Отделения была разработана консультативно- заочная форма обучения и развития ребёнка. Эта форма включает в себя:

- обучение родителей приёмам и методам развития познавательной сферы и речи ребёнка (обучающие занятия, рекомендация специальной литературы и инструкция по работе с ней);

- с учётом индивидуальных особенностей и возможностей ребёнка,

разрабатывается цикл занятий для проведения в домашних условиях (см. Приложение 2);

- с целью активизации работы родителей, для фиксации заданий, способов и оценки их выполнения предлагается, разработанная специалистами Отделения «Настольная книга заботливых родителей»(см. Приложение 3). Это дневник для родителей, в котором они записывают задания, оценивают, насколько правильно было выполнено оно, фиксируют возникшие вопросы и трудности для получения в дальнейшем помощи специалиста.

Консультативно-заочная форма позволяет охватить коррекционной работой детей, по тем или иным причинам не имеющих возможности посещать занятия.

В последние годы в отечественной науке всё большее значение придаётся приоритету семьи в воспитании ребенка. Это мнение приобретает особое значение в ситуации с детьми, имеющими особенности в психическом и речевом развитии. Такие дети с раннего возраста нуждаются в особом подходе и методах воспитания. Но, как правило, семья, в которой растет особенный ребенок, испытывает большие трудности и сама нуждается в поддержке специалистов. Родителям бывает нелегко устанавливать контакт со своим ребенком, понять его, т.к. развитие детей с отклонениями происходит немного по иному пути, чем у обычных детей.

Опыт работы показывает, что для наиболее успешной деятельности по коррекции поведения и психического развития проблемных детей, их успешной социальной адаптации необходимо изменить поведение родителей. Специалисты Отделения диагностики коррекции и консультирования оказывают психологическую помощь и поддержку родителям, работают над повышением уровня их педагогической культуры через активное включение родителей в воспитательно-образовательный процесс своих детей, т.е. вовлекают родителей в развивающие игры, упражнения, учат правильно общаться и играть с детьми в домашних условиях.

В последнее время число родителей, имеющих детей раннего возраста с проблемами в развитии, обратившихся в Отделение увеличилось. Это дети в возрасте от 3 до 4 лет, имеющие диагноз ЗПР, ЗПРР. Специалисты Отделения оказывают им консультативно-диагностическую, коррекционную помощь, но этого явно недостаточно. Для оказания более эффективной помощи этим детям необходимо обучение в специальных коррекционно-диагностических группах.



^ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТДЕЛЕНИЯ ДИАГНОСТИКИ, КОРРЕКЦИИ И КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

Комплексное обследование детей с трудностями в адаптации, развитии, поведении.

Просветительско– разъяснительная работа с родителями.

Оказание психолого-педагогической поддержки.

Оказание коррекционной помощи детям с целью преодоления трудностей в адаптации, развитии, поведении

1. Психолого-педагогическое консультирование по заявкам родителей.

2. Психолого-педагогическая помощь в проблемных ситуациях.

1. Пропаганда психолого-педагогических и специальных знаний.

2. Обучение методам и приёмам оказания коррекционно-педагогической помощи детям.



Приложение 1.

С
Руководитель ДОУ
труктура деятельности Отделения диагностики, коррекции и консультирования



Заведующая отделением

Первичное обращение родителей

Консультативно-диагностический отдел

логопед, дефектолог, психолог, социальный педагог

^ Коррекционно-образовательный отдел

логопед, дефектолог, психолог

Консультативно-методический отдел

логопед, дефектолог, психолог, социальный педагог

Психолого-педагогическая диагности

ка и беседа с родителями об особенностях развития ребёнка.

Оказание консультативной помощи родителям по вопросам воспитания, обучения ребёнка, по необходимости направление на консультацию к врачам-специалистам, социальному педагогу.

Определение образовательного маршрута ребёнка



Индивидуальные занятия, пере-ход к подгрупповым занятиям по мере развития коммуникативных навыков ребёнка.

Направление на ПМПК с последующим оформлением ребёнка в специальную группу или продолжение обучения в общеобразовательных группах

Консультирование педагогов дошкольных образовательных учреждений по вопросам диагностики и коррекции отклонений в развитии ребёнка.

Просветительская работа среди педагогов, родителей по вопросам возможности оказания адекватной помощи детям с особыми образовательными потребностями в отделении диагностики, коррекции и консультирования



Приложение 2.

^ Цикл занятий

по развитию внимания, мыслительных процессов

в домашних условиях с ребёнком 5-7 лет.

^ Период времени

Игровые задания и упражнения

Рекомендации по проведению


Первый месяц


Игра «Что слышно?» (развитие слухового внимания)


Задание «Подбери пару» (развитие объёма внимания, мышления)


Выкладывание из палочек фигур по образцу (развитие произвольного внимания и мелкой моторики рук)


Игра «Слушай звуки» (развитие активного внимания, общей моторики)


Задание «Найди отличия» (развитие произвольного внимания и его переключения)


Выкладывание из мозаики по образцу (развитие концентрации и объёма внимания, мелкой моторики рук)


Используются три-четыре знакомых ребёнку звука (шуршание бумаги, стук деревянных предметов, звон колокольчика, плеск воды). Проводится один раз в два дня с постепенным увеличением количества звуков.


Используются парные картинки (2, 4,6,8,10 шт.). Проводится каждый день с постепенным увеличением количества картинок.


Проводится через день. Примерные образцы фигур:


















Движения под музыку. Проводится через день.


Используются картинки с 3,4,5 отличиями. Проводится каждый день.


Проводится через день (чередуется с выкладыванием из палочек)



Второй месяц

Игра «Слушай звуки» (развитие активного внимания, общей моторики)


Задание «Подбери пару» (развитие объёма внимания, мышления)


Задание «Найди два одинаковых предмета» (развитие объёма внимания)


Задание «Найди отличия» (развитие произвольного внимания и его переключения)


Игра «Что изменилось?» (развитие зрительного восприятия, пространственной ориентировки)


Игра «Четвёртый лишний» (развитие мышления)

Выкладывание фигур из палочек.


Работа с мозаикой.


Движения под музыку. Проводится через день.


Парные картинки (от 10 до 16 шт.). Проводится каждый день с постепенным увеличением количества картинок.


Картинка с 10 парными предметами или фигурами. Проводится через день (чередуется с игрой «Подбери пару»)


Картинки с 5,6,7 отличиями. Проводится через день.


Игрушки или картинки (от 4 шт.) Проводится не менее двух раз в неделю с постепенным увеличением количества предметов.


Проводится через день (чередуется с заданием «Найди отличия»)

Примерные образцы:











Проводится через день (чередуется с выкладыванием фигур из палочек).


Третий месяц


Упражнение «Слушай команду!» (развитие активного внимания)


Игра «Четвёртый лишний» (развитие мышления)


Игра «Что изменилось?» (развитие зрительного восприятия, пространственной ориентировки)


Нанизывание бусинок по образцу (развитие концентрации внимания, мелкой моторики рук)

Работа с зашумлёнными картинками, контурными и силуэтными изображениями (развитие наблюдательности, распределение внимания)


Срисовывание по клеточкам по образцу (развитие внимания, графомоторных навыков)


Игра «Танграмм» (развитие представления о геометрических фигурах, мышления переключения внимания).


Задание «Продолжи ряд» (развитие устойчивости внимания, мыслительных процессов).



Музыкальное сопровождение. Движения по команде взрослого (команды произносятся жёпотом). Проводится через день.


Проводится через день.


Игрушки или картинки (5-7 шт.) Проводится не менее двух раз в неделю с постепенным увеличением количества предметов.


Проводится через день.


Тематические лото с контурными и силуэтными изображениями. Проводится 2 раза в неделю.


Проводится 1-2 раза в неделю.


Геометрические фигуры разного размера и цвета. Проводится 1-2 раза в неделю.


Цветные камушки, палочки, фишки.

Образцы:











Данный цикл занятий рассчитан на три месяца, дальнейшие занятия строятся по результатам очередной диагностики.

Приложение 3.





Дата

Игры, игровые задания и упражнения

Оценка выполнения задания

Вопросы, трудности при выполнении заданий







































Похожие:

Отделение диагностики, коррекции и консультирования: актуальные проблемы, пути их решения iconПроект омц муниципального образовательного учреждения Центр диагностики и консультирования «Развитие» На 2012-2013 учебный год. По теме
«Повышение профессиональной компетентности педагогов-психологов по диагностике, профилактике и коррекции нарушения регуляторных функций...
Отделение диагностики, коррекции и консультирования: актуальные проблемы, пути их решения iconВозрастные особенности восьмиклассников
Для любого подростка очень важна роль семьи. Но в любой семье возникают проблемы психологического характера, которые приводят к кризису...
Отделение диагностики, коррекции и консультирования: актуальные проблемы, пути их решения iconТема 4 Дестабилизация окружающей среды
Занятие №18,19 Экологические проблемы: причины появления, последствия и пути решения
Отделение диагностики, коррекции и консультирования: актуальные проблемы, пути их решения iconПримерная тематика дипломных работ
Внебюджетные фонды как система социальной защиты населения: проблемы формирования и пути их решения
Отделение диагностики, коррекции и консультирования: актуальные проблемы, пути их решения iconПоиск новых форм организации учебного процесса, возникающие проблемы и пути их преодоления
Ть алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат – научить учиться. Главными факторами для построения...
Отделение диагностики, коррекции и консультирования: актуальные проблемы, пути их решения iconАнализу работы школы за 2011-2012уч год
Цель: проанализировать эффективность введения фгос в 1 классах, выявить проблемы и наметить пути их решения
Отделение диагностики, коррекции и консультирования: актуальные проблемы, пути их решения iconТема. Актуальные проблемы правового регулирования противодействия
Н. А. Рябинин. Тема Актуальные проблемы правового регулирования противодействия
Отделение диагностики, коррекции и консультирования: актуальные проблемы, пути их решения icon«Речевое развитие дошкольников: проблемы, пути решения» /тематический педсовет
Цель: активизировать мыслительную деятельность педагогов, путем усовершенсвования образовательного процесса, направленного на формирование...
Отделение диагностики, коррекции и консультирования: актуальные проблемы, пути их решения iconАнализ выполнения основной общеобразовательной программы начального общего образования в 1 классе мкоу волошинская оош в 2011-2012 учебном год
Цель: проанализировать эффективность введения фгос в 1 классе, выявить проблемы и наметить пути их решения
Отделение диагностики, коррекции и консультирования: актуальные проблемы, пути их решения iconАнализ выполнения основной общеобразовательной программы начального общего образования в 1 классе мкоу петренковская оош в 2011-2012 учебном год
Цель: проанализировать эффективность введения фгос в 1 классе, выявить проблемы и наметить пути их решения
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©tvov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты