Использование современных образовательных технологий (познавательно-исследовательская деятельность, здоровьесберегающие технологии) в развитии элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития icon

Использование современных образовательных технологий (познавательно-исследовательская деятельность, здоровьесберегающие технологии) в развитии элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития



НазваниеИспользование современных образовательных технологий (познавательно-исследовательская деятельность, здоровьесберегающие технологии) в развитии элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
Дата26.06.2014
Размер40.51 Kb.
ТипСправочники, творчество

Использование современных образовательных технологий (познавательно-исследовательская деятельность, здоровьесберегающие технологии) в развитии элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Известно, что математические представления у детей с ЗПР имеют качественное своеобразие, связанное с особенностями их психического развития. У большинства из них наблюдается недоразвитие сенсомоторных функций, существенно страдает координация движений обеих рук и зрительный контроль, снижена двигательная память, что задерживает как двигательное, так и умственное развитие, в том числе и процесс формирования элементарных математических представлений. Восприятие характеризуется замедленностью и фрагментарностью. Страдают зрительное и слуховое внимание и сосредоточение, идентификация и группировка по различным признакам, что затрудняет формирование количественных представлений, не позволяет ребенку осуществлять счет на основе зрительного и слухового восприятия. Низкий уровень формирования количественных представлений выражается в неосознанном механическом счете в прямом порядке и отсутствии обратного счета, несформированности обобщенных представлений о количестве, в трудностях правил пересчета предметов, в безытоговом счете, в усвоении цифр, в отсутствии переноса имеющихся знаний в новые ситуации. Наиболее несформированными оказываются пространственно-временные представления. Детям сложно ориентироваться в сторонах собственного тела и объектов относительно себя. Затруднена дифференциация геометрических форм по названию и определение названия, предъявленного геометрического объекта, выделение знакомых форм в окружающих предметах. При решении арифметических задач дети не понимают предметные и количественные отношения, выраженные в условиях задачи, показывают низкий уровень предметно-практических действий, являющихся средством для понимания условия задачи, не могут сосредоточиться на задании, удерживать в памяти числовые данные, в ряде случаев не понимают вопрос задачи. Данные существенные нарушения в познавательной сфере характеризуются недостаточной сформированностью приемов умственной деятельности, ограниченностью представлений и знаний об окружающем мире, низкой интеллектуальной активностью.

Первостепенной задачей предматематической подготовки детей дошкольного возраста является формирование интереса к математической деятельности и прежде всего к процессу и результату деятельности. Его наличие служит необходимым условием успешного овладения ребенком математическими знаниями и умениями. На фоне сниженной познавательной активности и своебразно протекающей всей познавательной деятельности такой интерес у детей с ЗПР спонтанно не формируется. Наиболее успешна игровая совместная образовательная деятельность – как наилучшая форма совместной деятельности по освоению математического содержания. Я отметила, что необычная игровая ситуация с элементами проблемности, присущая занимательной задаче, интересна моим воспитанникам. Желание достичь цели, например, составить фигуру, дать правильный ответ и т. д. стимулирует активность. Разнообразия игр обеспечивает возможность многократного повторения формируемых знаний и умений, что ведет к их закреплению.

Эффективным является использование следующей последовательности в применении приемов обучения при организации игр и игровых упражнений с математическим содержанием:



  • Проигрывание действий педагогом на глазах у детей;

  • Совместное проигрывание действий педагогом с детьми;

  • Выполнение ребенком действий с опорой на образец педагога;

  • Выполнение ребенком действий по словесной инструкции;

  • Сопровождение ребенком выполняемых действий речью.

Особый интерес вызывают игры-соревнования типа «Кто быстрее найдет (назовет)».В соответствии с особенностями детей с ЗПР использую разнообразные формы непосредственно образовательной деятельности: работа с демонстрационным материалом, самостоятельная работа детей под руководством педагога с раздаточным материалом, постановка и разрешение проблемных ситуаций, экспериментирование, элементы театрализованной деятельности.

Использование демонстрационного дидактического материала обогащает зрительные представления ребенка, включает его в практическую деятельность, повышает эффективность обучения, способствует лучшему усвоению поставленных задач. Поэтому в качестве демонстрационного материала помимо традиционных объемных и плоскостных пособий эффективно использую яркие объемные пособия типа: «Загадочная планета», «Чудо-куб».

dsc05394.jpg

c:\documents and settings\admin\мои документы\мои рисунки\барбарики\dsc05445.jpg

Благодаря сменному материалу на липучках, предъявленному в

виде моделей на «планете» и «кубе», детям в занимательной форме представляется все содержание совместной образовательной деятельности, а они сами в роли исследователей, открывающих основополагающие свойства и отношения. Такое «знакомство» с планом предстоящей деятельности позволяет направить внимание детей на решение учебных задач, приучает их планировать свою деятельность.

Изучение нового материала предлагаю построить следующим образом:

  • Объяснение нового материала с демонстрацией наглядных пособий;

  • Выполнение заданий под контролем педагога/самостоятельная работа детей с раздаточным материалом;

  • Проверка выполнения заданий.

Обязательно использую физкультминутки, позволяющие переключать активность (умственную, двигательную, речевую), не выходя из учебной ситуации. В том числе к разряду очень увлекательных игр, связанных с активным движением детей, можно отнести игры с необычным мячом. «Наш веселый мяч» помогает усваивать детям прямой и обратный счет, временные понятия, решать примеры и задачи и т.д.c:\documents and settings\admin\мои документы\мои рисунки\барбарики\dsc05435.jpg

Усложнение и вариантность приемов работы, смена пособий и ситуаций стимулируют проявление детьми самостоятельности, активизирует их мышление, речь. Хорошее побудительное воздействие оказывает на детей поощрение, поддержка словами, показ достижений, положительная оценка, что позволяет им почувствовать удовлетворение от своих действий.



Похожие:

Использование современных образовательных технологий (познавательно-исследовательская деятельность, здоровьесберегающие технологии) в развитии элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития iconИгровые методы и приемы, как средство формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста
И навыков. Вопросами ознакомления и обучения детей дошкольного возраста математики занимается такая дисциплина как «методика формирования...
Использование современных образовательных технологий (познавательно-исследовательская деятельность, здоровьесберегающие технологии) в развитии элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития iconРазвитие и формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. Составитель: учитель-дефектолог Геннадьева Л. В
Развитие и формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста
Использование современных образовательных технологий (познавательно-исследовательская деятельность, здоровьесберегающие технологии) в развитии элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития iconФормирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста

Использование современных образовательных технологий (познавательно-исследовательская деятельность, здоровьесберегающие технологии) в развитии элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития icon«Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»
Товки детей дошкольного возраста. Формирование у них знаний о размере, измерении, времени и пространстве рассматривалось с точки...
Использование современных образовательных технологий (познавательно-исследовательская деятельность, здоровьесберегающие технологии) в развитии элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития iconИгровые комплексы с математическим содержанием для формирования элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста
Чтобы сохранить физическое здоровье и избежать психического перенапряжения воспитанников, рекомендуется использовать игровые комплексы...
Использование современных образовательных технологий (познавательно-исследовательская деятельность, здоровьесберегающие технологии) в развитии элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития iconОсобенности организации педагогического процесса в обучении детей с задержкой психического развития
Организация обучения и воспитания младших школьников с задержкой психического развития регламентирована рядом нормативных документов...
Использование современных образовательных технологий (познавательно-исследовательская деятельность, здоровьесберегающие технологии) в развитии элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития iconНепосредственно образовательная деятельность по образовательной области «Познание»: формирование элементарных математических представлений по теме «Счёт до пяти. Число и цифра 5» Интеграция образовательных областей
Формирование элементарных математических представлений по теме «Счёт до пяти. Число и цифра 5»
Использование современных образовательных технологий (познавательно-исследовательская деятельность, здоровьесберегающие технологии) в развитии элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития iconФормирование количественных представлений у детей дошкольного возраста
Таким образом, уже в дошкольном возрасте дети знакомятся с математическим содержанием и овладевают элементарными вычислительными...
Использование современных образовательных технологий (познавательно-исследовательская деятельность, здоровьесберегающие технологии) в развитии элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития iconФормирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста
Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок...
Использование современных образовательных технологий (познавательно-исследовательская деятельность, здоровьесберегающие технологии) в развитии элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития iconПедагогический проект «Использование элементов занимательной математики при формирование элементарных математических представлений»
«Использование элементов занимательной математики при формирование элементарных математических представлений»
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©tvov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты