Новый подход в исследовании творчества (ивэсэп) icon

Новый подход в исследовании творчества (ивэсэп)



НазваниеНовый подход в исследовании творчества (ивэсэп)
Дата15.02.2014
Размер138.11 Kb.
ТипСправочники, творчество

Берно-Беллекур И. В., Серавин А.И.

НОВЫЙ ПОДХОД В ИССЛЕДОВАНИИ ТВОРЧЕСТВА (ИВЭСЭП)


Экспериментатор выбирает метод в зависимости от цели эксперимента, и старается исследовать творчество в зависимости от того, как он это творчество понимает. Объект конкретного исследования диктует метод, адекватный его изучению.

С помощью контент-анализа мы проанализировали нескольких сотен определений понятия «творчество» (научных, бытовых и обиходных). Анализ показал, что ключевой характеристикой творчества является принципиальная новизна его продукта, то есть творческое мышление характеризуется поиском принципиально новых решений, выходом за рамки существующей системы, что не соответствует определениям ни конвергентного, ни дивергентного мышления. Напомним, что Дж. Гилфорд разделил мышление на дивергентное и конвергентное. Дивергентное мышление связано с порождением множества решений на основе однозначных данных и, по предложению Гилфорда, является основанием творчества. Конвергентное мышление направлено на поиск единственно верного результата и диагностируется традиционными тестами интеллекта.

Сравнительный анализ приведен в таблице №1

Таблица№1


Мышление

Характерная особенность

Диагностика

Прогностическая

значимость результатов

Ключевое слово

(Характеристики

успешного процесса)

Конвергентное

мышление направлено на поиск единственно верного результата

диагностируется традиционными тестами интеллекта

не возможно предсказать интеллектуальные достижений человека в реальной жизнедеятельности

осведомленность

Дивергентное

связано с порождением множества решений на основе однозначных данных

диагностируется специализированными тестами

слабо предсказывают реальные творческие достижения человека в его обыденной и профессиональной деятельности

находчивость

Творческое

связано с нахождением принципиально новых решений «на основе неоднозначных данных1»

диагностируется специализированным исследованием

предсказывают реальные творческие достижения человека в его обыденной и профессиональной деятельности

гениальность

Медитация2

не активное нахождение каких-либо решений или пребывание в не поиска решений3

диагностируется специализированным наблюдением

не возможно предсказать интеллектуальные достижений человека в реальной жизнедеятельности

озарение

Мы пришли к выводу, что помимо двух типов мышления, выделенных Гилфордом, целесообразно выделить творческое мышление, которое связано с нахождением принципиально новых решений «на основе неоднозначных данных», то есть независящее от характера данных (данные могут вообще отсутствовать). Тесты Гилфорда, Торренса и др. исследуют дивергентное и конвергентное мышление, не касаясь творческого, поскольку основаны на поиске прогнозируемых решений в рамках заданных условий, существующей системы. Именно в этом заключена их слабая прогностическая (М.А.Холодная и др.) и диагностическая ценность результатов.

В прошлом столетии творчество исследовали следующими методами: объективно-аналитический метод, формирующий эксперимент, самонаблюдение, биографический метод, контент-анализ, моделирующий эксперимент, лонгитюдное исследование, психогенетический эксперимент, констатирующий эксперимент.

Значимые результаты дали моделирующий эксперимент (например, В.Н. Дружинин, Н.М. Гнатко) и констатирующий эксперимент (Медник, Торренс, Гилфорд, Дружинин и др.). В связи с тем, что при помощи моделирующего эксперимента невероятно тяжело найти носителя творчества и они дороги в организации мы решили начать разрабатывать новый диагностический материал в русле констатирующего эксперимент.

Вначале выборочно рассмотрим батарею тестов Гилфорда. Приведем примеры тестов:

  • Тест легкости словоупотребления: «Напишите слова, содержащие указанную букву» (например, «о»).

  • Тест на использование предмета: «Перечислите как можно больше способов использования каждого предмета» (например, консервной банки).

  • Составление изображения. «Нарисуйте заданный объект, пользуясь следующим набором фигур: круг, прямоугольник, треугольник, трапеция. Каждую фигуру можно использовать многократно, меняя ее размеры, но нельзя добавлять другие фигуры или лишние».

Оригинальность ответов оценивается как минимальная частота встречаемости данного ответа в однородной группе.

«Напомним, что оригинальность по Меднику, Торренсу, Гилфорду и другим – характеристика относительная и определяется как величина, обратная частоте данного ответа среди группы тестируемых (или в выборке стандартизации, что не меняет сути дела). Один и тот же ответ по отношению к совокупности частот ответов одной выборки может быть оценен как оригинальный, а по отношению к другой – как стандартный, что неоднократно встречалось в наших исследованиях» (Дружинин В. Н.).

Иначе говоря, вспомним крылатое выражение «Лучше быть ослом среди львов, чем львом среди ослов». Первый среди львов и первый среди ослов по существующей системе исследования творчества будут равно оригинальны и равно креативны. По сути, математическая парадигма, старание выразить результаты психологического исследования в цифрах, - зачастую просто глупость. Но это лишь присказка, сказка в том, что мышление делится на дивергентное, конвергентное и творческое, а тесты Гилфорда, Торренса и др. исследуют дивергентное и конвергентное мышление, не касаясь творческого. Задания для исследования творческого мышления, конечно, тоже страдают субъективностью, но они должны звучать примерно так: «Вот вам лист бумаги и карандаш, придумайте себе задание и выполните его на пятерку, после выполнения расскажите, что в нем нового, что старого, почему вы думаете, что ваш продукт достоин пятерки, но помните, что пятерку, наивысшую отметку, получит только один из группы, тот, кто справится лучше всех», или «Перед вами лист бумаги и карандаш. Придумайте себе задание и выполните его на пятерку, после выполнения напишите, что в нем нового, что старого, почему вы думаете, что ваш продукт достоин пятерки, но помните, что пятерку, наивысшую отметку, получит только один из группы, тот, кто справится лучше всех и чей продукт будит уникальным, принципиально новым».

Почему задание звучит именно так, разберем в таблице №2.
^

Таблица №2


Вот вам лист бумаги и карандаш,

Любой тест прогнозирующий творческий потенциала обладает одним главным недостатком - это пока при помощи него не удастся спрогнозировать будущего «Лобачевского» он останется всего лишь оригинальной гипотезой, а чтобы появилась хотя бы возможность для прогноза необходимо исследовать сотни тысяч школьников и студентов. Бумага и карандаш - это наиболее доступные, распространенные и дешевые инструменты для проведения тестирования среди учащихся. Учащиеся и студенты необходимы в связи с тем, что на них проще и удобнее проверять прогностическую способность методики.

придумайте себе задание

Суть творчества – только сам творец может поставить себе задание.

и выполните его на пятерку

«Какое же решение считать творческим? Есть несколько требований, причем в разных ситуациях их роль неодинакова: адекватность, т. е. решение должно быть действительно решением; новизна и оригинальность; доработанность; иными словами, решением считается не просто хорошая идея, а непременно осуществленная идея; изящество и простота. Наконец, самый трудный критерий: творческое решение меняет существующие методы, реже – традиции, еще реже – основные принципы и совсем редко – взгляд людей на мир» (Лук А. Н.). Безусловно, можно придумать принципиально новую вещь и не оформить ее до конца, но для диагностирования необходимо, чтобы творец попытался сделать её как можно лучше, ярче – это увеличит возможность увидеть, осознать и диагностировать творческий продукт.

после выполнения расскажите, что в нем нового, что старого

Творец должен быть готов к тому, что социум, оценивая продукт, в первую очередь будет искать в нем старое, а потом уже принципиально новое.

почему вы думаете, что ваш продукт достоин пятерки

Творец должен стремиться сделать свой продукт совершенным. Ему необходимо умение оценить свой продукт для того, чтобы:

социум признал за ним право творческого акта;

дал авторство творческого продукта.

Для прогноза на будущее уровень притязаний и самокритики имеют большое значение.

но помните, что пятерку, наивысшую отметку, получит только один из группы

Творец должен уметь объяснить уникальность своего продукта и соотнести его с тем, что могли сделать другие.

, тот, кто справится лучше всех

Творцу необходимо помнить, что авторство и слава достанутся только одному, тому, кто справится лучше всех.

Однако такой тип исследований будит субъективен. Субъективность, возможно, снизить за счёт использования батареи тестов, но прежде соотнесен понятие тест и творчество (таблица№3).

Таблица №3

Тест

Творчество

Под тестом понимается некоторая стандартизированная процедура, позволяющая получить информацию о психических явлениях.

Природа творчества не терпит стандартизации, поэтому тест по творчеству невозможно стандартизировать.

По сути, тест есть стандартизированное измерение психического.

По сути, творчество невозможно стандартизировать.

Если анкеты, интервью, схемы наблюдений и прочее являются в чем-то одномоментным психическим актом (ибо строятся не вообще, а под конкретную программу исследования), тесты всегда подразумевают единообразие проведения и обработки.

Единообразие проведения теста по творчеству возможно, но обработка всегда будет уникальна, так как обрабатывается внесистемный продукт, нечто принципиально новое.

Помимо этого сама по себе оценка выполнения тестовых методик всегда осуществляется не в абсолютных, а в относительных единицах — в сравнении с нормальными показателями, полученными на представительной выборке испытуемых, соответствующих той, на которую они (методики) и были ориентированы.

Выделение нормы по творчеству затруднено, так как это всё, внесистемный продукт - это другое всё.

Каким бы образом ни был построен тест, в основе его всегда лежат понятия нормы и отклонения от нее, позволяющие оценить особенности психического склада оцениваемого индивида.

Вопрос в том, что уникальные отклонение или нормы можно найти только субъективно, а значит, понимание этого - искусство.

Батарея тестов по творчеству вероятно должна включать следующие элементы:

  • ^ Тест на уровень притязаний. Методика применяется с целью прогноза уровня притязаний и реакции на неудачу. Уровня притязаний, необходимо для понимания, насколько человек притязателен, а главное - как он реагирует на неудачи. Человек может быть творцом, но если у него низкий уровень притязаний то, он очевидно станет «домашним» Кулибиным и только. Если он сверхчувствительно реагирует на неудачи, то вероятно он не сможет преодолеть болезни «оппонента» и социального давления то есть в будущем вероятно ничего не добьется.

  • ^ Тест на лабильность мышления. Методика применяется с целью прогноза успешности в профессиональном обучении, освоении нового вида деятельности и оценки качества трудовой практики. Показывает, насколько человек независим от своего прошлого опыта. Сможет ли человек открыв нечто новое, но узнав, что это «велосипед» взять новые гипотезы или же будет применять старую. Понятно, что у человека оперативно реагирующего на быстро меняющееся поле открытий в современной науки более вероятно сделает творческое открытие.

  • ^ Тесты на дивергентное мышление. В принципе для диагностики творческих способностей они ненужны, но в них появляется необходимость в рамках проблемы «рассогласованность дивергентных способностей и творческих»4. Здесь идеально подходят элементы тестовых заданий Гилфорда, Торренса, Медника и Дружинина. Методики применяется с целью прогноза характерных особенностей мышления: ситуативные поведенческие реакции, визуальные, аудиальные, словесно-логические и т. д.

  • Тест «Кто я». Методика применяется с целью изучения и прогноза Я-концепции.

  • ^ Биографический тест. Методика применяется с целью прогноза жизненной стратегии. Если в семье человека все стремились совершить творческое открытие то, этот человек более вероятно произведет творческий продукт.

  • ^ Проективный тест на творческое мышление. Методика применяется с целью прогноза получения творческого продукта от конкретного человека.

Вышеприведенные тесты кроме последнего хорошо известны большому количеству психологов поэтому рассмотрим проективный тест на творческое мышление. Проективный тест на творсческое мышление не даст должного психодиагностического материала без последующей психодиагностической беседы с испытуемым. Во время беседы, не буду растекаться мыслью по древу, для диагностики склонности и последующего прогнозирования творческой деятельности у конкретного человека необходимо выявить у него ряд необходимых для такой деятельности навыков:

  • на пустом листе бумаги, в пустоте, увидеть или сделать нечто;

  • уметь поставить самому себе задание, оценить его;

  • осуществленная идея должна соответствовать ряду критериев: адекватность; новизна; оригинальность; доработанность, изящество и простота, наличие понимания, что в этой идее старого, что нового, понять меняет ли полученный продукт существующие методы, традиции, основные принципы или существующую картину мира;

  • готовность к тому, что социум, оценивая продукт, в первую очередь будет искать в нем старое, а потом уже принципиально новое;

  • уметь объяснить уникальность своего продукта и соотнести его с тем, что могли сделать другие;

  • человеку необходимо помнить и ориентироваться на то, что авторство и слава достанутся только одному, тому, кто справится лучше всех и быстрее.

При достаточной развитости вышеприведенных навыков возможна диагностика и прогнозирование появления творческих продуктов у испытуемого.

М. А. Холодная в своей монографии «Психология интеллекта» пишет о том, что перейти к прогнозированию интеллектуальных достижений в реальной жизнедеятельности по результатам тестов на конвергентные интеллектуальные способности невозможно, а результаты тестов дивергентных5 способностей, как правило, весьма слабо предсказывают реальные творческие достижения человека в его обыденной и профессиональной деятельности. Основная задача нашего теста – это возможность прогнозирования на основе его результатов появления творческих продуктов у человека. У теста нет задачи получить творческий продукт прямо здесь и теперь, за 8 минут, тестовое время взято по аналогии с Гилфордом. Вероятно, среди рисунков, полученных в ходе тестирования, не окажется «Моны Лизы». Выводы о способности к творчеству будут сделаны на основании последующих бесед, в ходе которых испытуемым предстоит аргументировано обосновать, что в ходе тестирования они задали направление, в котором возможно творческое открытие. Таким образом, если при индивидуальной беседе, демонстрируя свой продукт, испытуемый покажет, что владеет навыками для получения творческого продукта, то мы диагностируем возможность появления такого продукта у него в будущем. В крайнем случае, всегда можно найти экспертов по изобразительному творчеству, если испытуемый вдруг нарисовал за 8 минут нечто выдающееся.

Проективный тест на творческое мышление – это тест принципиально другого уровня. Практика показала, испытуемые решали математические задания, производили геометрические построения, писали рассказы, обоснования теорий, песни с музыкой и без, музыкальные ноты, стихи, шахматные комбинации, рисовали картины и рисунки, зачастую оставляли лист бумаги пустым, считая это особо оригинальным способом, не зная, что он наиболее типичен. Слабость этого теста - в субъективности интерпретации, а также в том, что невозможно дать заготовленный продукт как образец.

Задача теста, направленного на исследование именно творчества (а не конвергентного или дивергентного мышления) - это найти носителя уникального внесистемного продукта, создателя принципиально нового.

В рамках авторского курса мы предложили показать студентам возможности психодиагностики на примере столь сложно исследуемого предмета как творчество. На студентах семи групп (160 человек) нами был опробован проективный тест, направленный на исследование творчества. Перед началом выполнения теста задается следующая инструкция: «Вот вам лист бумаги и карандаш, придумайте себе задание и выполните его на пятерку, после выполнения расскажите, что в нем нового, что старого, почему вы думаете, что ваш продукт достоин пятерки, но помните, что пятерку, наивысшую отметку, получит только один из группы, тот, кто справится лучше всех». В двух из семи групп испытуемых мы также провели некоторые элементы тестов Гилфорда, Торренса, круги Вартега. Яркой особенностью проведения теста было то, что испытуемые неизменно в начале его выполнения впадали в шоковое состояние. Пилотажное исследование не выявило выраженной взаимосвязи между показателями дивергентного мышления и творческого, студенты, показавшие высокие результаты дивергентного мышления, не смогли успешно выполнить проективный тест на творчество.

В целом нам представляется очевидным, что прогностичный достоверный результат в сфере исследования творчества можно получить только в случае, если из нескольких сотен тысяч школьников и студентов удастся выявить носителей уникальных творческих способностей, что до сих пор за всю историю психологических исследований творчества не было сделано. На данный момент нами разрабатывается система комплексной диагностики творчества, создание которой при принятии её сообществом психологов, позволит провести подобное исследование.


Берно-Беллекур И. В., Серавин А.И. НОВЫЙ ПОДХОД В ИССЛЕДОВАНИИ ТВОРЧЕСТВА (ИВЭСЭП). Актуальные проблемы теоретической и практической психологии: Материалы межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 10-летию ИВЭСЭП. 23-24 марта 2005 г. (Ч.II) – СПб.: Знание, ИВЭСЭП, 2005-102 с. ISBN – 5-7320-0864-0 (стр. 3 - 10)



1 Независимо от характера данных. Данные можно задать, а можно не задавать.

2 Конвергентная, дивергентная и творческая деятельность это активная форма, а медитацию необходимо было выделить как противоположную форму деятельности.

3 Решения не ищутся, но периодически сами приходят.

4 Человек может находить разнообразные решений одной задачи, видеть её с разных сторон, если такой человек еще и склонен находить принципиально новые идеи, а потом видеть сотни способов их применения в реальной жизни то такой человек скорей всего станет великим изобретателем, но может случится и обратная ситуация – это будет рассогласованность дивергентного и творческого мышления. Например, испытуемый обладает уникальной дивергентной способностью к визуальным образам, а творческие склонности проявляет в музыке. Возможно, это даст ему творческий ресурс, а возможно воспрепятствует и ему, следовало бы начать развивать музыкальную дивергентную способность или наоборот.

5 Со временем, однако, выяснилось, что указанные показатели дивергентного мышления отнюдь не являются однозначным свидетельством наличия креативности как творческой интеллектуальной способности. Так, за нестандартностью, или «редкостью» ответа могут стоять совершенно разные психологические явления: собственно оригинальность как проявление творчески-продуктивных возможностей испытуемого, оригинальничанье как проявление личностной геперкомпенсации интелектуальной несостоятельности либо психическая неадекватность (М. А. Холодная «Психология интеллекта»).






Похожие:

Новый подход в исследовании творчества (ивэсэп) iconПроект маркетинга образовательных услуг на базе мбоу дод дома детского творчества города Новый Уренгой Паспорт проекта Тема
Тема: Проект маркетинга образовательных услуг на базе мбоу дод дома детского творчества города Новый Уренгой
Новый подход в исследовании творчества (ивэсэп) iconПрименение информационных технологий в исследовании творчества О. Голдсмита Выпускная работа по «Основам информационных технологий»
Д. Прайс определяет ее как эпоху «информационного кризиса», а истоки относит к так называемой «докомпьютерной эре» в истории человечества...
Новый подход в исследовании творчества (ивэсэп) iconТема: Психологический анализ в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
Со времени создания М. Ю. Лермонтовым романа “Герой нашего времени” в произведениях русских авторов четко прослеживается „эволюция...
Новый подход в исследовании творчества (ивэсэп) iconОценка безопасности при исследовании систем управления
Параметр «безопасность» является одним из трех (затраты, эффект, безопасность) несравнимых между собой параметров эффекта любой операции...
Новый подход в исследовании творчества (ивэсэп) iconВсе взаимосвязано со всем гласит первый экологический закон, а значит, и шагу нельзя ступить, не задев чего-либо
В своём исследовании я даю краткую характеристику Томской области как субъекта Российской Федерации и выделяю круг проблем, связанных...
Новый подход в исследовании творчества (ивэсэп) iconШкольная медиация Школьная медиация
Школьная медиация это новый подход к разрешению и предотвращению спорных и конфликтных ситуаций на всех уровнях системы российского...
Новый подход в исследовании творчества (ивэсэп) iconДата: 28. 08. 2007 г
Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Основной целью...
Новый подход в исследовании творчества (ивэсэп) iconИспользование интернет-ресурсов на уроках английского языка
Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Основной целью...
Новый подход в исследовании творчества (ивэсэп) iconВ. Г. Белинский Задачей образования сегодня является формирование у личности способности к творческому мышлению, самостоятельности в принятии решений, инициативности, коммуникабельности и толерантности. Решение этой
...
Новый подход в исследовании творчества (ивэсэп) iconСоздание воспитательной системы: некоторые результаты эксперимента Степанов П. В. Романенкова С. П. Байкова О. В
Современная развивающаяся школа – это, прежде всего, новый подход к организации и управлению образовательным процессом. Управление...
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©tvov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты