Использование икт технологий и цор для системного подхода к формированию универсальных учебных действий на уроках физики icon

Использование икт технологий и цор для системного подхода к формированию универсальных учебных действий на уроках физики



НазваниеИспользование икт технологий и цор для системного подхода к формированию универсальных учебных действий на уроках физики
Дата15.02.2014
Размер51.33 Kb.
ТипСправочники, творчество

Печатная работа учителя физики Клочковой Н.Ф., опубликованная в сборнике «Информатизация учебного процесса и управления образованием. Сетевые и Интернет-технологии.» Материалы XI межрегиональной научно-практической конференции (25-26 ноября 2011). Часть 1. – Воронеж, 2011. (с.236- 239).


Использование ИКТ - технологий и ЦОР для системного подхода к формированию универсальных учебных действий на уроках физики.

В настоящее время школа работает в период перехода к новым стандартам образования. В связи с этим приоритетным направлением в сегодняшней деятельности учителя становится обеспечение педагогического потенциала новых образовательных стандартов. Суть этого потенциала заключается в том, что развитие личности должно обеспечиваться прежде всего через формирование универсальных учебных действий (УУД).

Каждый образовательный предмет дается школьнику через его практику в формах собственных прикладных, исследовательских, творческих, социальных проектов;

В программе модернизации общего образования (которую мы выполнили к концу 2010 г.) записано: обеспечить деятельностный характер образования, направленность содержания образования на формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности.

В стандартах по каждому предмету все это конкретизировано в требованиях к уровню подготовки выпускников.

^ Критериями сформированности познавательных УУД являются умения:

• осознанно владеть общим приемом решения задач;

• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;

• использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач;

• ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

• учиться основам смыслового чтения текстов и уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов;

• уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

• уметь осуществлять синтез как составление целого из частей;

• уметь осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям;

• уметь устанавливать причинно-следственные связи;

• уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

• уметь устанавливать аналогии;

• владеть общим приемом решения учебных задач;

• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотеки, образовательного пространства родного края;

• создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

• уметь осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения образовательных задач в зависимости от конкретных условий.

Для формирования УУД в своей работе использую продуктивные технологии современного урока: проектную, исследовательскую технологии,

технологию проблем, технологию решения задач, технологию выполнения лабораторных работ и т.д.

На опыте собственной работы убедилась, что преподавание физики, как и любого предмета, необходимо ориентировать на использование ИКТ-технологий и ЦОР. Это позволяет сформировать у ребенка представление об универсальности приемов работы с информацией, расширить его кругозор.

К тому же, учитель, разговаривающий на одном языке с современными «компьютеризированными» детьми, значительно повышает свой рейтинг среди учащихся.

Учитель может использовать цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) при изучении нового материала, его закреплении и контроле знаний. Для ученика ЦОР являются источниками дополнительных знаний, позволяют сформулировать творческие задачи, а также могут выполнять роль тренажеров.

Мультимедийные продукты сегодня частично берут на себя функции учебников и учебных пособий, где педагог выступает в роли консультанта по возникающим вопросам, а ученику гораздо интереснее воспринимать информацию в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц.

Развитие обобщенных компьютерных умений в сочетании в сочетании с предметными(физическими) знаниями в конкретных областях составляют основу компетентостного подхода, узловым понятием которого являются ключевые компетенции.

Ключевые компетенции - это основные компетенции, которые обеспечивают учащемуся не только наличие знаний, умений и навыков, но и готовность применять их в конкретной ситуации, актуальной в данный момент; что позволяет осуществлять системный подход к формированию универсальных учебных действий на уроках физики.

Использование ИКТ- технологий и ЦОР в образовании значительно облегчает переход к личностно-ориентированному обучению. При помощи мультимедиа технологий можно совершенно по новому показать проблему учащемуся, что развивает мотивацию для дальнейшего обучения.

Так, например, при изучении темы семинара «Производство, передача и использование электрической энергии» для показа работы генератора на ТЭС и ГЭС с помощью мультимедиа проектора демонстрирую два видеоролика. Времени уходит 4минуты, а эффект огромный. На этом же уроке были выполнены учащимися пять исследований и две проектные задачи, которые были представлены презентациями.

С помощью ИКТ- технологий на уроке были выполнены все запланированные задачи урока.

При изучении темы «Закон всемирного тяготения» показываю мультимедийную презентацию, что обеспечивает прочное усвоение знаний и достигнуть обучающих, развивающих и воспитательных целей урока.

В курсе физики 11 класса есть лобораторная работа «Измерение длины световой волны», где используется дифракционная решетка. Без компьютера период решетки остается постоянным, а на экране монитора можно изменять этот период. В условиях лаборатории школы он не превышает 3-х, с помощью компьютера же эта величина достигает 6-ти.

Критерием прочности знаний, умений и навыков является практика. А прочность этих категорий в обучении достигается при высокой познавательной активности учащихся, своевременным закреплением, четко организованными и разнообразными практическими работами.

Дифференцированные задания по группам позволяют в рамках класса подтянуть отстающих, дать возможность для развития каждой группы.

Демонсрационные компьютерные программы могут быть широко использованы на уроках физики, где многие процессы трудно представить без показа опытов или этот показ опасен для жизни детей.

Например, опыт Столетова при изучении законов фотоэффекта, излучение и прием электромагнитных волн, модуляция и детектирование электромагнитных волн и другие.

Большой интерес представляет применение компьютера в качестве информационно-поисковой системы.

Для системного подхода к формированию универсальных учебных действий на уроках физики возможно только при комплексном использовании многих аспектов организации учебного процесса. Необходимо менять отношение детей к изучению этого предмета, делать его более серьезным и осмысленным.

Сегодня в большом количестве создаются электронные учебники, разрабатываются автоматизированные системы обучения, организуются виртуальные университеты, тестирующие программы. Но пока отсутствует методика и практика использования ИКТ- технологий в отдельных предметных областях.

Для того, чтобы будущие выпускники в совершенстве владели навыками использования всех возможностей, которые представляет разнообразная компьютерная техника и интернет - технологии, нужно на уроках физики подходить системно к формированию универсальных учебных действий, для чего надо обучать детей с привлечением тех же самых технологий.



Похожие:

Использование икт технологий и цор для системного подхода к формированию универсальных учебных действий на уроках физики iconМастер – класс «Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школы» Цель мастер-класса
...
Использование икт технологий и цор для системного подхода к формированию универсальных учебных действий на уроках физики iconПланируемые результаты освоения междисциплинарной программы «Формирование универсальных учебных действий» Информационно-коммуникационные технологии – инструментарий универсальных учебных действий. Подпрограмма формирования икт-компетентности обучающихся
Информационно-коммуникационные технологии – инструментарий универсальных учебных действий
Использование икт технологий и цор для системного подхода к формированию универсальных учебных действий на уроках физики iconФормирование универсальных учебных действий в разных видах деятельности на уроках английского языка слайд 1
Ого и основного общего образования ориентируют на достижение результата: развитие личности учащихся на основе усвоения универсальных...
Использование икт технологий и цор для системного подхода к формированию универсальных учебных действий на уроках физики iconФормирование универсальных учебных действий Виды универсальных учебных действий
В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре...
Использование икт технологий и цор для системного подхода к формированию универсальных учебных действий на уроках физики iconД. И. Менделеева Развитие универсальных учебных действий на урок
Развитие универсальных учебных действий на уроках информатики средствами модульной технологии обучения
Использование икт технологий и цор для системного подхода к формированию универсальных учебных действий на уроках физики icon1. что такое ууд и зачем они нужны
«Формирование универсальных учебных действий на уроках и во внеурочной деятельности средствами икт»
Использование икт технологий и цор для системного подхода к формированию универсальных учебных действий на уроках физики iconМинистерство общего и профессионального образования Свердловской области
Формирование познавательных универсальных учебных действий учащихся на основе исследовательской деятельности на уроках физики
Использование икт технологий и цор для системного подхода к формированию универсальных учебных действий на уроках физики icon«Преимущества и недостатки использования икт на уроках физики»
Одним из путей решения этой проблемы является активное использование в учебном процессе современных информационно-коммуникационных...
Использование икт технологий и цор для системного подхода к формированию универсальных учебных действий на уроках физики iconСвязь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов
Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и релевантных способов организации учебной деятельности обучающихся...
Использование икт технологий и цор для системного подхода к формированию универсальных учебных действий на уроках физики icon«формирование универсальных учебных действий с использованием игровых технологий»
Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©tvov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты