Самостоятельная работа по обретению умения icon

Самостоятельная работа по обретению умения



НазваниеСамостоятельная работа по обретению умения
Дата19.02.2014
Размер196.83 Kb.
ТипСамостоятельная работа

Научно-практический журнал «Спутник Классного руководителя» № 3/2010 г.


Е.Н. БАРЫШНИКОВ,

к.п.н., заведующий кафедрой социально-педагогического образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, г. Санкт-Петербург


Периодическая система воспитательных мероприятий


Технология проведения воспитательных мероприятий. Воспитывающий практикум


Практикум есть особый вид проведения воспитательного мероприятия. Выделим ряд обязательных этапов воспитывающего практикума.

^ Этап 1. «Мотивация на освоение». Он необходим для того, чтобы заинтересовать и включить воспитанников в процесс освоения определенного навыка.

Этап 2. «Творческие пробы». Он способствует осознанию воспитанниками сложности достижения цели и отсутствия необходимых навыков.

^ Этап 3. «Мотивация на успех». Он необходим для формирования потребности в успехе и развитие силы воли. Неудача в процессе творческих проб, с одной стороны подстегивает желание научиться, а с другой появляется неверие в свои силы, страх перед неудачей. Возникает необходимость поддержать в воспитанниках желание учиться и преодолеть существующие трудности.

^ Этап 4. «Понять, как действовать». Он необходим для освоения воспитанниками логики действия, понимания и осознания пути достижения цели. На этом этапе формируется определенный образ действий, осознание логики поэтапного выполнения действия.

^ Этап 5. «Демонстрационный показ» необходим для создания наглядного образа предстоящих действий.

Этап 6. «Самостоятельная работа». Основной этап практикума. В ходе его осуществляется самостоятельная работа по обретению умения.

^ Этап 7. «Оказание помощи». Данный этап является показателем качества осуществления этапов, предшествующих самостоятельной работе. Чем меньше обращений за помощью, тем продуктивнее практикум в целом и возникает возможность не торопясь, помочь наиболее отстающим.

^ Этап 8. «Демонстрация мастерства». Результаты работы всегда хочется показать. Важно, чтобы потребность в демонстрации победила страх перед негативной оценкой.

^ Этап 9. «Домашнее задание». Практические умения и навыки требуют регулярного повторения и закрепления, поэтому возникает необходимость в домашнем задании как регулярной самостоятельной работе учащихся по освоению и закреплению навыка.

^ ИНСТРУКТИВНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ. Его суть заключается том, что воспитатель через систему упражнений и инструктивных указаний приучает воспитанника к определенному порядку действий. В случае затруднений воспитатель прибегает к повторению воспитанником действий до выработки автоматизма и заучивания воспитанником главных инструктивных указаний. В процессе проведения практикума: формируется мотивация к регулярному выполнению данного вида деятельности; формируются основные навыки успешного выполнения действия; задается порядок и логика действий воспитанника.

Этап 1. «Хорошо бы уметь» направлен на убеждение воспитанников в необходимости успешно выполнять определенную деятельность: надо хорошо учиться, надо уметь рисовать, надо уметь общаться без ссор и скандалов и т.д. Воспитатель демонстрирует формируемый навык (сам или с помощью демонстрационной техники) и объясняет важность и необходимость применения этого навыка в жизни. Одним из важных элементов этапа является приведение жизненных примеров.

Этап 2. «Творческие пробы» направлен на испытание воспитанников в умении выполнять конкретную деятельность. Воспитатель дает задание, связанное с выполнением навыка, при этом он контролирует попытки учащихся справиться с заданием. В финале этапа воспитатель убеждает воспитанников в их неумении, показывая их ошибки выполнения задания. Этап завершается, когда большинство воспитанников признают собственное неумение.

Этап 3. «Мотивация на успех» позволяет сформировать уверенность у воспитанников, что при выполнении всех требований и заданий воспитателя они обязательно научаться действовать так, как надо. Воспитатель, отметив неудачность попыток воспитанников, мотивирует их на преодоление трудностей с помощью аргументов о необходимости владения данного навыка каждым разумным человеком. Этап завершается при появлении у воспитанников желания выполнять указания воспитателя.

Этап 4. «Понять, как действовать» направлен на инструктирование воспитанников о порядке и правилах выполнения задания. Инструкция может быть выдана как в письменной форме, так и изложена воспитателем. Воспитатель разбирает каждое действие, указанное в инструкции, и убеждается в общении с воспитанниками, что до них дошло, как следует действовать в этом случае. Этап завершается, когда большинство воспитанников имеет представление о том, как следует действовать. В случае необходимости воспитатель предлагает воспитанникам поделиться на пары и пересказать инструкцию друг другу.

Этап 5. «Демонстрационный показ» позволяет сформировать у воспитанников зрительный образ выполнения действия. Воспитатель медленно, чтобы видно было каждому, показывает, как следует действовать. Затем приглашает желающих повторить его действия. При этом оценивает каждое действие воспитанника и отмечает наиболее типичные ошибки. Переход на следующий этап происходит при ярко выраженном желании воспитанников приступить к самостоятельному выполнению задания.

Этап 6. «Самостоятельная работа» направлен на выполнение данных воспитателем упражнений. При этом каждое упражнение необходимо повторить от 3 до 6 раз, количество упражнений обычно колеблется от 1 (очень сложного и длительного по времени) до 7 (на выполнение которых требуется 5-10 секунд). Для выполнения самостоятельной работы каждому воспитаннику выделяется особое место и необходимое оборудование, так чтобы он не мешал действиям окружающих. В то же время, все воспитанники выполняют одинаковые задания, поэтому легко можно подсмотреть, как это получается у других.

Этап 7. «Оказание помощи» точнее было бы назвать «контроль за успешным выполнением заданий». Воспитатель внимательно следит как за выполнением выданных упражнений, так и за поведением воспитанников. Воспитаннику, у которого возникли трудности, предлагается поднять руку. Впрочем, воспитатель сам видит, кто из воспитанников действует не так и делает ему замечания, но индивидуально и так, чтобы не услышали остальные. Если несколько воспитанников нарушает инструкцию, воспитатель громко делает общее замечание. В случае необходимости, воспитатель подбадривает и поддерживает растерявшегося воспитанника.

Этап 8. «Демонстрация мастерства» необходим для осуществления итогового контроля за сформированностью необходимых умений и навыков. Для этого может быть проведено небольшое соревнование, предложено контрольное задание или выслушан отчет каждого воспитанника о проделанной работе. Воспитатель оценивает полученный результат у каждого воспитанника, отмечая самые удачные.

Этап 9. «Домашнее задание» направлен на формирование готовности воспитанников регулярно применять данный способ действия, что обеспечит его превращение в автоматизированный навык. Воспитатель объявляет о том, что по теме практикума через определенное время (3-4 недели), состоится мероприятие (конкурс, праздник), где будет востребован данный навык и поэтому воспитанникам предлагается регулярно тренироваться в свободное время.


ПРАКТИКУМ-ТРЕНИНГ. Его суть заключается том, что воспитатель организует целенаправленное воздействие на воспитанника в процессе системы взаимосвязанных упражнений, действующих комплексно на всю психику человека. Выбор названия обусловлен созданием особой среды обучения, когда с помощью специальных упражнений осуществляется тренировка определенного умения. Практикум направлен на формирование привычки к определенному выполнению действия. Необходимость в проведении подобного практикума возникает, когда воспитанники, даже при наличии желания действовать, не в силах правильно это сделать. В этом случае требуется воздействие на подсознание воспитанников. Чаще всего в ходе тренинга развиваются психологические качества воспитанников, связанных с умением осуществлять коммуникативную или предметно-практическую деятельность.

Этап 1. «Хорошо бы уметь» направлен на погружение в особую среду выполнения действий. Воспитатель с помощью определенных эмоционально насыщенных упражнений настраивает воспитанников на освоение навыка. На этом этапе может быть использована музыка, хоровое произнесение определенных фраз, отвлечение от всего происходящего вокруг, изложение правил поведения на тренинге.

Этап 2. «Творческие пробы». Воспитатель предлагает упражнение, которое должно быть освоено на сегодняшнем занятии. Воспитанники пытаются выполнить задание, повторяя его за воспитателем. Как результат, получается, что угнаться и выполнить все за тренированным воспитателем не получается.

Этап 3. «Мотивация на успех» способствует пробуждению желания воспитанников действовать во всем подражая воспитателю. Начав с утешения воспитанников, потерпевших не удачу, воспитатель внушает воспитанникам надежду на успех при выполнении данного упражнения. Кроме этого, проводятся упражнения, связанные с настроем воспитанников на успех: к примеру, хоровая декламация девизов и лозунгов.

Этап 4. «Понять, как действовать» направлен на формирование внутреннего состояния, которое необходимо для успешного выполнения упражнения. Воспитатель дает по строчную инструкцию выполнения задания, а воспитанники каждую из этих строчек хором за ним повторяют. Возможен прием обращения внутрь себя: «закройте глаза, почувствуйте как в вас пробуждаются силы, которые позволят вам справиться с любым конфликтом и с любой преградой, сосредоточьтесь и 3 раза пообещайте себе справиться с испытанием, медленно откройте глаза и приступайте к выполнению».

Этап 5. «Демонстрационный показ» направлен на демонстрацию способа выполнения упражнений. Воспитатель демонстрирует, как надо действовать, а воспитанники повторяют за ним. После каждого детского повтора воспитатель обращает внимание на совершенные ошибки.

Этап 6. «Самостоятельная работа». Необходим для самостоятельной отработки навыка. Воспитанникам предлагается самостоятельно справиться с заданием.

Этап 7. «Оказание помощи», который точнее было бы назвать как «педагогическое руководство самостоятельной работой» или «Тень за спиной». Воспитатель, расположив детей по кругу, перемещается за их спинами и оказывает помощь тем воспитанникам, кто, по мнению воспитателя, делает неправильно. При этом воспитатель старается не отвлекать от работы остальных воспитанников. Команды для начала и завершения упражнения подает воспитатель.

Этап 8. «Демонстрация мастерства» направлен на определение степени освоения навыка. Воспитанники демонстрируют свое выполнение упражнения, которое • немного отличается от того, что делали воспитанники в процессе самостоятельной работы, но построено на тех же действиях и приемах, и выставляют себе эмоционально окрашенную оценку. Итоговую оценку работы воспитанников дает воспитатель.

Этап 9. «Домашнее задание» позволяет организовать освоение навыка через включение его выполнения в свободное время воспитанника. Воспитатель предлагает упражнение, которое необходимо регулярно повторять, чтобы успешно справляться с заданием.


^ ПРАКТИКУМ РАЗВИТИЯ ВОЗМОЖНОСТЕЙ. Воспитатель воздействует на воспитанников через изучение и развитие их возможностей в конкретной практиче­ской деятельности. Необходимость в проведении практикума возникает при низкой результативности практической деятельности воспитанников. В ходе мероприятия могут решаться следующие воспитательные задачи: формирование навыков, направленных на решение жизненных проблем воспитанника; коррекция деятельности воспитанника в различных жизненных ситуациях; осмысление воспитанником особенностей своей деятельности в конкретных обстоятельствах.

Этап 1. «Хорошо бы уметь» направлен на представление конкретной ситуации практической деятельности и особенностей ее осуществления: переход дороги, лепка из пластилина, общение с друзьями, посещение театра, выполнение домашнего задания и т.д. Это может быть видеоклип, где демонстрируются действия людей в данной ситуации, рассказ воспитателя, обращение к опыту воспитанников: «вспомните, а что вы делаете в ситуации...». Воспитанникам объясняется как часто возникает подобная ситуация в жизни, какие последствия возможны при правильных и неграмотных действиях человека.

Этап 2. «Творческие пробы» ориентирован на практическую деятельность воспитанников в конкретной ситуации. Воспитатель моделирует ситуацию, а воспитанники показывают, как они умеют действовать в заданных условиях. Особое внимание обращается на обеспечение безопасности воспитанников. По итогам непродолжительной деятельности (3-7 минут) воспитатель устраивает «разбор полетов», указывая на ошибки и неудачи. Это делается максимально тактично, с учетом позиции воспитанника: чем больше воспитанники сами понимают, что не умеют правильно действовать, тем короче речь воспитателя.

Этап 3. «Мотивация на успех» направлен на восстановление утраченной уверенности в своем желании и формирование потребности научиться успешно и пра­вильно действовать. Особенно обращается внимание на необходимость приложения усилий: «если долго мучиться, результат получится». Могут быть использованы раз­личные жизненные примеры. Финал этапа - желание воспитанников добиться успеха.

Этап 4. «Понять, как действовать» способствует осознанию воспитанниками алгоритма действий. Любое практическое действие начинается с его мысленного представления. Для этого воспитатель рассказывает порядок действий, может предложить записать основные этапы. Опрос воспитанников позволяет увидеть, произошло ли осознание, и скорректировать сложившееся представление. В конце этапа возможно совместное проговаривание вслух порядка действий.

Этап 5. «Демонстрационный показ» направлен на создание зрительного образа будущих действий. Показ воспитателем с комментариями к основным и самым сложным действиям дополняется выполнением действий самым нетерпеливым воспитанником, которому давно все понятно. После показа воспитатель анализирует действия воспитанника, заостряя внимание на совершенных и возможных ошибках.

Этап 6. «Самостоятельная работа» направлен на самостоятельное освоение навыка. В начале этапа воспитатель еще раз напоминает правила работы, предлагает при возникших трудностях обращаться за помощью поднятием руки и желает всем успехов.

Этап 7. «Оказание помощи» необходим для оперативного выявления и исправления ошибок в действиях воспитанников. Воспитатель занимает такое место, чтобы видеть действия каждого воспитанника и при необходимости, не мешая другим, подсказать, как действовать правильно.

Этап 8. «Демонстрация мастерства» направлен на выявление уровня сформированности навыка. Это осуществляется при организации конкурса, творческого отчета, выставки поделок. Воспитатель анализирует результаты, обращая внимание на появившееся умение и на необходимость исправить отдельные неудачные действия.

Этап 9. «Домашнее задание» ориентирован на применение новых возможностей в жизни. Воспитатель перечисляет жизненные ситуации, в которых следует использовать полученный навык.


^ ПРАКТИКУМ КРЕАТИВНОСТИ. Выбор названия обусловлен целенаправленными усилиями воспитателя по формированию и развитию творческих способностей воспитанников. В рамках данного практикума воспитатель обучает воспитанников использовать свои творческие способности при выполнении различных видов деятельности. Наиболее ярко такие виды практикумов описаны в ТРИЗ (теории решения изобретательских задач). Необходимость в проведении подобного практикума возникает, если воспитатель хотел бы выяснить, как поведут себя воспитанники в ситуации неопределенности, требующей мгновенного творческого решения, и считает необходимым повлиять на качество творческих решений воспитанников.

Этап 1. «Хорошо бы уметь» направлен на представление жизненной ситуации, в которой требуется принять самостоятельное творческое решение, причем за ограниченный промежуток времени. Это могут быть: ситуации внешней опасности и угрозы, неожиданные встречи и знакомства, непредсказуемая реакция окружающих на твое поведение и т.п. Воспитатель обозначает жизненную ситуацию и показывает ее проблемность как отсутствие устраивающих всех решений. Неплохо, если воспитатель сделает видеоподборку таких ситуаций. Переход следующему этапу можно осуществлять, когда дети заинтересовались этой ситуацией и стали ее обсуждать.

Этап 2. «Творческие пробы» направлен на выявление действий воспитанников в предлагаемой ситуации: «придумай...». Воспитанникам предлагается придумать свой способ решения ситуации. Задача воспитателя реагировать на каждое детское решение, выискивая в нем негативные последствия. Как только воспитанники поймут, что ничего особо интересного они придумать не могут, и каждый их вариант имеет серьезные недостатки, можно переходить к следующему этапу.

Этап 3. «Мотивация на успех» направлен на формирование уверенности воспитанников в своих творческих способностях. Воспитатель вдохновляет воспитанников на достижение успеха. Для этого он рассказывает о том, что такое «муки творчества», как ценятся люди способные придумать что-нибудь новое, что именно таких людей называют талантами и гениями. Обращается внимание, что творчество - это такая же деятельность как чтение, письмо, постройка дома, поэтому творческие способности развивать можно в процессе регулярной практики. При появлении желания детей попрактиковаться в творчестве происходит переход на следующий этап.

Этап 4. «Понять, как действовать» позволяет изложить основные этапы творческой деятельности. Воспитанникам предлагается придумать правила успешной деятельности по преодолению проблемной ситуации. Предложенный алгоритм творческой деятельности внимательно разбирается, а также анализируется каждый ее этап.

Этап 5. «Демонстрационный показ» направлен на освоение воспитанниками практических навыков творческой деятельности. Замечательно, когда воспитатель, уверенный в своем уровне творческих способностей, просит детей придумать ситуацию, в которой требуется творческое решение. Подумав не более минуты воспитатель предлагает 2-3 необычных варианта ее решения. Затем воспитатель последовательно предлагает воспитанникам ряд творческих заданий и анализирует способ их выполнения.

Этап 6. «Самостоятельная работа». Направлен на самостоятельное творческое решение определенной жизненной ситуации. Воспитатель предлагает каждому воспитаннику вытянуть карточку с творческим заданием и индивидуально придумать его решение в течение 5-10 минут.

Этап 7. «Оказание помощи» направлен на совершенствование творческого решения. Воспитанники по очереди излагают предложенный вариант, а воспитатель, привлекая других воспитанников, предлагает варианты улучшения предложенного решения. На доработку воспитанникам дается 2-3 минуты.

Этап 8. «Демонстрация мастерства» направлен на анализ творческих способностей воспитанников. Воспитанники предъявляют итоговый продукт своей работы, который оценивается и анализируется воспитателем, отмечаются самые творческие и интересные работы.

Этап 9. «Домашнее задание» служит для создания регулярной практики воспитанников по развитию творческих способностей. Воспитатель дает каждому индивидуальное задание с учетом достигнутых успехов.


^ КОЛЛЕКТИВНЫЙ ПРАКТИКУМ. Выбор названия обусловлен совместным освоением опыта выполнения определенной деятельности. Цель практикума: обретение навыков в коллективном взаимодействии. Необходимость проведения практикума возникает при уверенности воспитателя, что с воспитанниками можно договориться, определяя лучший способ поведения в той или иной ситуации. Коллективный опыт всегда богаче опыта отдельного человека, поэтому в рамках групповой работы больше возможностей, что опыт одного воспитанника пригодиться и будет использован другим воспитанником. Кроме того, если воспитанники вместе договорятся о том, как следует себя вести, есть надежда, что этот договор будет осуществляться и на практике.

Этап 1. «Хорошо бы уметь» ориентирует на поиск самого лучшего способа действия (поведения) в той или иной ситуации. Для этого воспитатель представляет конкретную ситуацию, показывая, как по-разному ведут себя люди. К примеру, кто-то проходит мимо плачущего человека, кто-то вызывает милицию, а кто-то предлагает свою помощь и пытается утешить. Ситуация может быть представлена рассказом воспитателя, газетной заметкой, видеофрагментом. Очень важно, чтобы эта ситуация вызвала интерес у воспитанников. Чтобы выяснить, как воспитанники повели бы себя в подобной обстановке, воспитатель создает микрогруппы, куда подбираются воспитанники примерно одинакового уровня подготовки.

Этап 2. «Творческие пробы» позволяет организовать групповую работу в ходе которой воспитанники излагают свой способ поведения в данной ситуации. Задача группы из всех вариантов выбрать самый лучший и продемонстрировать его (не рассказать, а показать) всем. Воспитатель после завершения групповых выступлений предлагает создать и оформить единый способ осуществления действия в данной ситуации. К примеру, «как вести себя на перемене», «как не получить двойку», «как помириться с другом» и т.д.

Этап 3. «Мотивация на успех» направлен на поддержку друг друга в совместной работе. Каждой группе предлагается подготовить и озвучить короткую речь, направленную на вдохновение товарищей по работе.

Этап 4. «Понять, как действовать» направлен на осмысление порядка действий. Каждой группе предлагается разработать свою инструкцию выполнения задания, в которой нужно четко указать этапы выполнения действия: подойти, извиниться, спросить, помочь и т.д. Задание выполняется как устно, так и оформляется письменный ответ. После выполнения каждая группа докладывает результаты своей работы, которые обсуждаются всеми участниками практикума. В итоге создается определенный алгоритм выполнения действия.

Этап 5. «Демонстрационный показ» направлен на практическую демонстрацию разработанного способа действий. Каждая группа получает задание подготовить и показать, как на практике можно осуществить придуманный всеми порядок действия. После каждого показа организуется небольшое обсуждение, где все желающие советуют, что следует изменить.

Этап 6. «Самостоятельная работа». Направлен на создание конкретного проекта, в котором предлагается определенный способ действия в конкретной жизненной ситуации. Каждая группа составляет свой проект, используя как свой жизненный опыт, так и результаты общего обсуждения. Очень важно, чтобы создаваемый проект был понятным и практичным. Можно оговорить общее начало проекта. К примеру, «если ты хочешь помириться с другом, то ...», «если ты хочешь получить пятерку, то ...» и т.д. Каждая группа создает письменный текст проекта и готовит его устную защиту.

Этап 7. «Оказание помощи» направлен на предупреждение и разрешение конфликтов, возникающих в группах. Для этого воспитанникам предлагается в случае затруднения обращаться за помощью к воспитателю. Со своей стороны воспитатель всегда оказывается рядом с самой шумной и кричащей группой. В процессе разрешения конфликта воспитатель не навязывает свою точку зрения, а предлагает учесть мнения каждой конфликтующей стороны.

Этап 8. «Демонстрация мастерства» направлен на создание единого проекта и принятие общего решения. Каждая группа защищает свой проект. По завершению защиты каждой группе предлагается оценить выступление всех и предложить, как из разных проектов сделать один. По мере разрешения противоречий создается единый текст, который при необходимости утверждается общим голосованием.

Этап 9. «Домашнее задание» направлен на освоение разработанного проекта в реальной практике. Каждой группе предлагается подготовить ответ на следующий вопрос: «почему и в каких условиях вы будите действовать по разработанным правилам». После завершения выступлений групп воспитатель высказывает надежду, что все будут соблюдать правила и это поможет улучшению жизни в классе.


^ ПРАКТИКУМ «Я - САМ». Выбор названия обусловлен созданием условий для саморазвития воспитанников в процессе самостоятельного овладения навыка­ми деятельности. Применение данного вида практикума требует от воспитателя уверенности в творческих возможностях воспитанника: «я не могу подсказать, как действовать, но внутри каждого из вас живет добрый волшебник, который, если только внимательно прислушаться, покажет вам путь». Подобный способ проведе­ния практикума очень сложный и не предсказуемый. Ведь в этом случае приходится работать с творческой индивидуальностью воспитанника, а что она придумает предсказать невозможно. Попытки ограничить творчество воспитанников переводят замысел воспитателя в иной вид практикума.

Этап 1. «Хорошо бы уметь» направлен на пробуждение талантов и творческих способностей воспитанников. Воспитанникам предлагается выбрать вид деятельности, с которым они могут справиться, благодаря имеющемуся у них таланту.

Этап 2. «Творческие пробы» направлен на проявление творческих способностей. Каждый воспитанник демонстрирует свой талант.

Этап 3. «Мотивация на успех» способствует появлению уверенности воспитанников в свои силы. Воспитанникам предлагается вдохновить самих себя на успех.

Этап 4. «Понять, как действовать» направлен на создание собственного плана действий. Каждый воспитанник придумывает свой алгоритм действий.

Этап 5. «Демонстрационный показ» позволяет каждому воспитаннику показать свой способ осуществления действий. Он пытается действовать в соответствии с придуманным алгоритмом.

Этап 6. «Самостоятельная работа» направлен на осуществление задуманного. Воспитанники выполняют задания в соответствии с выбранным видом деятельности. Задание предлагается разной степени сложности.

Этап 7. «Оказание помощи» направлен на консультирование. Воспитанники имеют право обратиться за помощью к воспитателю.

Этап 8. «Демонстрация мастерства» позволяет показать достигнутые результаты. Воспитанники демонстрируют результаты своих действий.

Этап 9. «Домашнее задание» способствует дальнейшему развитию творческих способностей ребенка. Воспитанникам предлагается придумать задание, способствующее развитию имеющегося таланта.



Похожие:

Самостоятельная работа по обретению умения iconСамостоятельная работа для 5 класса (действия с дробями) Итоговая самостоятельная работа (все действия с дробями)
Выучить рассказ о путешествии стр. 21, диалог стр. 24, все неправильные глаголы стр. 3-29
Самостоятельная работа по обретению умения iconМодуль 5 формы организации обучения в высшей школе
Совершенствование знаний, формирование умений и навыков: семинар, спецсеминар, практикум, лабораторная работа, самостоятельная работа,...
Самостоятельная работа по обретению умения iconСамостоятельная работа по теме «Решение уравнений». Подскажите мне: кто самый главный на дороге? -я считаю, что это светофор
Цели: закрепить навыки и умения учащихся по пройденным темам; развивать познавательный интерес к предмету, мышление, внимание; закрепить...
Самостоятельная работа по обретению умения iconСамостоятельная работа по теме «Числовой ряд» 1 10. 09

Самостоятельная работа по обретению умения icon3 курсе дневного и 4 курсе вечернего и заочного отделений
Курсовая работа — это самостоятельная учебно-научная работа студентов специализации, выполненная под руководством преподавателя,...
Самостоятельная работа по обретению умения iconСамостоятельная работа на 10 15 мин. Вариант Дано вещество: ch 2 =CHch 2 ch 2 ch 3 Напишите формулы двух его изомеров, назовите
Старотябердинской средней общеобразовательной школы имени М. К. Кузьмина Кайбицкого района
Самостоятельная работа по обретению умения iconТема: «проекты в образовательной области «технология»»
Под проектом понимается самостоятельная творчески за­вершенная работа, выполненная под руководством учителя
Самостоятельная работа по обретению умения iconСамостоятельная работа на у роках русского языка март,2007г
Основанием для участия в конкурсе считаю следующие результаты работы (в соответствии с критериями оценки из Положения о конкурсном...
Самостоятельная работа по обретению умения iconЕрмольчева Галина Ивановна Сызрань 2013 год План I. Введение. II. Формирование познавательных интересов в обучении. Новый материал самостоятельная работа
Дело не в том, чтобы “не знать”. Знать надо! А дело в том, чтобы “сомневаться”, не брать на веру все, чему учили деды. И вдруг появляется...
Самостоятельная работа по обретению умения iconИсследовательская работа на тему: «Формирование у учащихся умения создавать модели сетевых виртуальных библиотек.»
Тема: Формирование у учащихся умения создавать модели сетевых виртуальных библиотек
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©tvov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты