Методическое пособие по организации и проведению занятий с персоналом образовательных учреждений Санкт-Петербурга по эвакуации учащихся и тушению условного пожара. Санкт-петербург 2009 год icon

Методическое пособие по организации и проведению занятий с персоналом образовательных учреждений Санкт-Петербурга по эвакуации учащихся и тушению условного пожара. Санкт-петербург 2009 год



НазваниеМетодическое пособие по организации и проведению занятий с персоналом образовательных учреждений Санкт-Петербурга по эвакуации учащихся и тушению условного пожара. Санкт-петербург 2009 год
Дата10.02.2014
Размер287.2 Kb.
ТипМетодическое пособие





УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

по организации и проведению занятий с персоналом образовательных учреждений Санкт-Петербурга

по эвакуации учащихся и тушению условного пожара.


САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2009 год


Учебные вопросы:


1.Опасные факторы пожара (ОФП).

2. Объемно-планировочные решения зданий школы.

3. Планы эвакуации людей при пожаре.

4. Требования к системам оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ).

5. Обязанности граждан и должностных лиц при пожаре.

6. Действия персонала школы при обнаружении пожара.

7. Организация тренировки по эвакуации учащихся школы и тушению условного пожара.

8. Первичные средства пожаротушения.


Используемая литература:

Правила пожарной безопасности в Российской федерации (ППБ 01-03).

Государственный стандарт «Пожарная техника. Огнетушители, установки пожаротушения и пожарной сигнализации. Обозначения

условные графические». ГОСТ 28130-89.

Государственный стандарт « Пожарная безопасность. Общие требования ». ГОСТ 12.1.004-91.

Государственный стандарт «Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики». ГОСТ Р 12.4.026-2001.

Государственный стандарт «Системы фотолюминесцентные эвакуационные». ГОСТ Р 12.2.143-2002

Нормы пожарной безопасности «Цвета сигнальные. Знаки пожарной безопасности. НПБ 160-97».

Нормы пожарной безопасности « Пожарная техника. Огнетушители. Требования к эксплуатации. НПБ 166-97».

Нормы пожарной безопасности «Техника пожарная. Огнетушители. Порядок постановки огнетушителей на производство и проведения сертификационных испытаний НПБ 155-2002» (введены в замен НПБ 155- 96** и НПБ 156- 96*).

Нормы пожарной безопасности «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях.

НПБ 104-03».

Методические рекомендации «Организация тренировок по эвакуации персонала предприятий и учреждений при пожаре и чрезвычайных ситуациях». Г.Н. КИРИЛЛОВ, Ю.П. НЕНАШЕВ, Ю.П. ХОНДОЖКО. Москва - 2007.


Вопрос 1. Опасные факторы пожара (ОФП).


В п.1.5 ГОСТ 12.1.004—91 «Пожарная безопасность. Общие требования» перечислены опасные факторы пожара, а именно:

« Опасными факторами, воздействующими на людей и материальные ценности, являются: пламя и искры, повышенная температура окружающей среды, токсичные продукты горения и термического разложения, дым, пониженная концентрация кислорода.

К вторичным проявлениям опасных факторов пожара, воздействующим на людей и материальные ценности, относятся:

- осколки, части разрушившихся аппаратов, агрегатов, установок, конструкций;

- радиоактивные и токсичные вещества и материалы, вышедшие из разрушенных аппаратов и установок;

- электрический ток, возникший в результате выноса высокого напряжения на токопроводящие части конструкций, аппаратов, агрегатов;

- опасные факторы взрыва по ГОСТ 12.1.010, происшедшего вследствие пожара;

- огнетушащие вещества».

Рассматривая опасные факторы пожара необходимо помнить, что большинство погибших на пожаре задохнулись в дыму, потеряв сознание от ожога органов дыхания или кислородной недостаточности. Нахождение человека в дыму без защиты органов дыхания свыше 10 минут в большинстве случаев приводит к его гибели.

Первостепенное значение при пожаре имеет время эвакуации людей из опасной зоны. При любой дымовой обстановке наибольшая концентрация дыма в верхней части помещения и, следовательно, чем ближе к полу, тем меньше риск потери сознания от кислородной недостаточности.

Предотвратить ожог органов дыхания можно, защитив носоглотку тканью, лучше смоченной в воде. Если в воздухе помещения пожара осталось менее 14 - 17 % кислорода, тканевые повязки не помогут. В этом случае следует использовать для эвакуации автономные источники воздухоснабжения (СПИ-20 и т.п.).

Самые доступные действия для предотвращения распространения ОФП на путях эвакуации - это закрытие дверей при выходе из помещения пожара.

Не рекомендуется открывать окна и двери в горящее помещение до сосредоточения необходимых сил и средств для тушения пожара, если это не связано с действиями по эвакуации людей.


^ Вопрос 2. Объемно-планировочные решения здания школы.


При подготовке к проведению тренировки по эвакуации учащихся, следует рассмотреть объёмно – планировочные решения здания школы. Количество лестничных клеток с каждого этажа здания, выходов из здания школы. Порядок использования лестничных клеток для эвакуации учащихся младших классов и старшеклассников. Наличие подвальных помещений, с выходом в лестничную клетку, используемых для учебных целей или размещения горючих материалов. Возможность задымления одной или нескольких лестничных клеток при возникновении пожара в подвальных помещениях школы.

Возможности использования отдельных частей здания, не подлежащих задымлению (помещения с самостоятельным, не связанным с лестничными клетками выходом на пришкольную территорию и т.п.), как эвакопункта до прибытия пожарных подразделений МЧС России.

Также, следует рассмотреть имеющиеся в здании школы системы противопожарной защиты, уделив особое внимание местам расположения кнопок включения системы оповещения, местам расположения городских телефонов, комнаты внутреннего радиовещания (передачи заранее разработанных текстов о порядке эвакуации), пожарных кранов внутреннего противопожарного водопровода и огнетушителей.


^ Вопрос 3. Планы эвакуации людей при пожаре.

Разработка плана эвакуации людей в случае пожара, инструкции к нему, устройство системы оповещения людей о пожаре в школах, а также назначение лиц имеющих право на её включение регламентированы п.п.16,17,102 ППБ 01-03.

В п.37 ГОСТ 12.1.033-81* «Пожарная безопасность» дано следующее определение: «План эвакуации при пожаре – Документ, в котором указаны эвакуационные пути и выходы, установлены правила поведения людей, а также порядок и последовательность действий обслуживающего персонала на объекте при возникновении пожара». Дополнительные требования к планам эвакуации: изложены в ППБ 01-03, ГОСТ 28130-89, ГОСТ Р 12.4.026-2001, НПБ 160-97, ГОСТ Р 12.2.143-2002.

Графически условные обозначения, применяемые на планах эвакуации, регламентированы: ГОСТ 28130-89 «Пожарная техника. Огнетушители, установки пожаротушения и пожарной сигнализации. Обозначения условные графические», ГОСТ Р 12.2.143-2002 «Системы фотолюминесцентные эвакуационные» , ГОСТ Р 12.4.026-2001 «Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная…» и НПБ 160-97. «Цвета сигнальные. Знаки пожарной безопасности».


3.1. Требования к графической части плана эвакуации.


При выполнении графической части плана эвакуации людей при пожаре следует руководствоваться требованиями и рекомендациями:

На планах эвакуации значения всех использованных символов должны быть объяснены (п.1.6. ГОСТ 28130-89 и п.6.7.3 ГОСТ Р 12.2.143-2002)

Для обозначения путей эвакуации и эвакуационных знаков безопасности следует применять зеленый сигнальный цвет (п.5.1.6 ГОСТ Р 12.4.026-2001)

Место расположения плана эвакуации обозначается символом - круг черного цвета.

На этажных планах эвакуации должны быть указаны номера этажей (п. 6.7.1. ГОСТ Р 12.2.143-2002).

Размеры планов эвакуации выбирают не менее: 600х400 мм - для этажных планов эвакуации (6.7.4. ГОСТ Р 12.2.143-2002).

Надписи и графические изображения на плане эвакуации (кроме знаков безопасности и символов) должны быть черного цвета независимо от фона. Шрифт надписей на плане эвакуации по ГОСТ Р 12.4.026. Высота шрифта - не менее 5 мм. (п.6.7.9 ГОСТ Р 12.2.143-2002).

При разработке поэтажных планов следует учесть требование п. 6.7.1 «Планы эвакуации могут быть этажными, секционными, локальными и сводными (общими). Этажные планы эвакуации разрабатывают для этажа в целом. Вторые экземпляры этажных планов эвакуации, относящихся к одному зданию…, включают в сводный (общий) план эвакуации для здания… в целом. Сводные планы эвакуации следует хранить у дежурного и выдавать по первому требованию руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации.

Примерный план эвакуации людей в случае пожара в приложении № 1.


^ 3.2. Требования к текстовой части плана эвакуации.

В текстовой части в соответствии с п. 6.7.3. ГОСТ Р 12.2.143-2002 следует отразить:

порядок использования систем оповещения. Он должен быть определен в инструкциях по их эксплуатации и в планах эвакуации с указанием лиц, которые имеют право приводить эти системы в действие (п.102 ППБ 01-03).

способы оповещения о возникновении чрезвычайной ситуации (пожара, аварии и др.);

порядок и последовательность эвакуации людей;

обязанности и действия людей, в том числе порядок вызова пожарных или аварийноспасательных подразделений, экстренной медицинской помощи и др.;

порядок аварийной остановки оборудования, механизмов, отключения электропитания и т.п.;

порядок ручного (дублирующего) включения систем пожарной автоматики.

В соответствии с п.16 ППБ-01-03 «Руководитель объекта с массовым пребыванием людей (50 человек и более) в дополнение к схематическому плану эвакуации людей при пожаре обязан разработать инструкцию, определяющую действие персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей…». При этом важно определить реальный объем работы, которую способен выполнить человек за необходимое время эвакуации из здания (около 6 минут), и не планировать одному исполнителю чрезмерно большой объем работы. Учитывая, что во время пожара не все исполнители могут быть на рабочем месте, предусматривается дублирование (двойное, а на наиболее ответственных направлениях работы – тройное).

Вопрос 4.Требования к системам оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ).


В соответствии с требованиями НПБ 104-03 СОУЭ должна проектироваться с целью реализации планов эвакуации (п.3.2.), при этом она должна функционировать в течение времени, необходимого для завершения эвакуации людей из здания (п.3.9.). Звуковые сигналы оповещения должны отличаться по тональности от звуковых сигналов другого назначения (п.3.24). Кроме того, управление СОУЭ должно осуществляться из помещения пожарного поста-диспетчерской или другого специального помещения… (п.3.27). В соответствии с требованиями п.102. ППБ 01-03 системы оповещения о пожаре должны обеспечивать в соответствии с планами эвакуации передачу сигналов оповещения одновременно по всему зданию (сооружению) или выборочно в отдельные его части (этажи, секции и т. п.). В спальных корпусах школ-интернатов оповещается только обслуживающий персонал.

Перед проведением тренировки по эвакуации следует включить СОУЭ с тем, чтобы весь персонал школы вспомнил тональность её звучания или речевой текст. Во исполнение требования п. 3.9. НПБ 104-03 в проекте СОУЭ должно быть указано время эвакуации учащихся из школы. Если в проекте СОУЭ расчетное время не указано, то его можно рассчитать самостоятельно, используя метод определения уровня обеспечения пожарной безопасности людей, изложенный в обязательном приложении 2 ГОСТ 12.1.004-91


Вопрос 5. Обязанности граждан и должностных лиц при пожаре.


В соответствии со ст.22 «Тушение пожаров» Федерального закона «О пожарной безопасности» выезд подразделений пожарной охраны на тушение пожаров и участие в их ликвидации осуществляется в безусловном порядке. Тушение пожаров осуществляется на безвозмездной основе. Для вызова подразделений пожарной охраны в телефонных сетях населенных пунктов устанавливается  единый номер - 01.

В соответствии с п.109 ППБ-01-03 каждый гражданин при обнаружении пожара или признаков горения (задымление, запах гари, повышение температуры и т.п.) должен:

незамедлительно сообщить об этом по городскому телефону 01, при этом необходимо назвать адрес объекта, место возникновения пожара, а также сообщить свою фамилию;

принять по возможности меры по эвакуации людей, тушению пожара и сохранности материальных ценностей.

В соответствии с п.110 ППБ-01-03 руководители учреждений и лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, по прибытии к месту пожара должны:
сообщить о пожаре в пожарную охрану;

поставить в известность руководство и дежурные службы объекта;     

в случае угрозы жизни людей немедленно организовать их спасание, используя для этого имеющиеся силы и средства;
проверить включение в работу автоматических систем противопожарной защиты (оповещения людей о пожаре, пожаротушения, противодымной защиты);
при необходимости отключить электроэнергию (за исключением систем противопожарной защиты), … выполнить другие мероприятия, способствующие предотвращению развития пожара и задымления помещений здания;
прекратить все работы в здании, кроме работ, связанных с мероприятиями по ликвидации пожара;
  удалить за пределы опасной зоны, всех не участвующих в тушении пожара;
осуществить общее руководство по тушению пожара (с учетом специфических особенностей объекта) до прибытия подразделения пожарной охраны;
обеспечить соблюдение требований безопасности работниками, участвующими в тушении пожара;
одновременно с тушением пожара организовать эвакуацию и защиту материальных ценностей;
организовать встречу подразделений пожарной охраны и указать кратчайший путь для подъезда к очагу пожара;
сообщить подразделениям пожарной охраны сведения, необходимые для обеспечения безопасности личного состава.
  Кроме того, в соответствии с п.111 ППБ 01-03 по прибытии пожарного подразделения руководитель объекта или лицо, его замещающее должны информировать руководителя тушения пожара о конструктивных и технологических особенностях объекта, количестве и пожароопасных свойствах хранимых и применяемых веществ, материалов, изделий и других сведениях, необходимых для успешной ликвидации пожара.


^ Вопрос 6. Действия персонала школы при обнаружении пожара.


При пожаре в помещении, где находятся младшие классы, в первую очередь следует вывести учащихся из этого помещения.

Если в помещении, где возник пожар, отсутствуют учащиеся младших классов, а также в старших классах, соблюдая меры безопасности, до начала эвакуации в первые секунды возникновения возгорания необходимо принять все возможные меры к его тушению подручными средствами. Следует помнить, что в первую секунду для тушения возгорания может хватить литра воды, через минуту - потребуется ведро воды. Для тушения может быть использована вода из графина, из аквариума, из емкостей, имеющихся в помещениях для полива комнатных растений и т.п.

Нельзя использовать при ликвидации доступа воздуха к горящему предмету синтетику, особенно ворсистую. По ворсу синтетики огонь распространяется мгновенно, что приводит к ожогу рук.

При возгорании различных электроприборов в первую очередь следует отключить электроэнергию.

^ При пожаре в другом помещении следует опасаться выброса пламени. При разнице температур между помещением пожара и смежным с ним в 100-200 град. С, при открытии дверей горячие и не догоревшие продукты пожара устремятся в более холодное помещение. При соприкосновении горячих и не догоревших продуктов пожара с наружным воздухом (кислородом) происходит интенсивное участие кислорода в процессе горения, которое и называется выбросом пламени. При горении твердых материалов выброс пламени может достигать 1,5 метра.

При открытии дверей в горящее помещение следует принять меры безопасности от воздействия теплового потока и выброса пламени. Дверное полотнище при его открытии наружу следует использовать как щит. Дверь в помещение пожара, после 6-7 минут с начала его возникновения, следует открывать в два этапа. Сначала дверь приоткрыть на 10-15 см., выждать 5 секунд и затем открыть её полностью. Во время паузы при открытии дверей следует присесть, так как в верхней части до ¾ дверного проема будет выходить дым, а в нижней части воздух пойдет в помещение пожара. Паузой в 5 секунд предотвращается выброс пламени за счет поступившего кислорода в помещение пожара. Следует, открывая дверь во внутрь помещения, на первом этапе, защитить кисть руки и встать у простенка сбоку от дверного проёма, на втором этапе - присесть, повернувшись спиной к тепловому потоку, и защитить волосы.

Оценить ожидаемую обстановку на пожаре (можно по температуре дверной ручки если она металлическая и сквозная).

При разрушении остекления от температуры пожара также происходит выброс пламени, который достигает открытой форточки окна расположенного выше этажа. При запахе дыма извне необходимо закрыть окно (форточку), отодвинуть занавеску в простенок, принести ведро с водой, мокрую тряпку и принять меры для предотвращения распространения пожара с нижнего этажа.

^ Первая помощь пострадавшим на пожаре (помощь при ожогах). При небольшом ожоге (покраснение кожи) следует подставить пораженный участок кожи под струю холодной воды и подержать до стихания боли, затем смазать это место спиртом или одеколоном, не накладывая повязки. При сильных ожогах и образовании пузырей - наложить на них стерильную повязку (бинт или проглаженную утюгом ткань). Вызвать врача. Давать пострадавшему чаще пить. При обширных ожоговых поражениях кожи немедленно вызвать скорую помощь, укутать пострадавшего проглаженным полотенцем, простыней, а сверху - одеялом. Дать ему 1-2 таблетки анальгина или амидопирина, большое количество жидкости (чай, минеральную воду).

При ожоге глаз. необходимо сделать холодные примочки из чая и немедленно доставить пострадавшего в больницу.


^ Вопрос 7. Организация тренировки по эвакуации учащихся школы и тушению условного пожара.

С учётом требований п.п.16 и 102 ППБ 01-03 практическая отработка плана эвакуации в школе должна проводиться не менее двух раз в течение учебного года. Первая тренировка по плану эвакуации - в начале учебного года (в сентябре погодные условия позволяют эвакуировать учащихся из здания школы без верхней одежды), вторая тренировка должна проводиться через полгода, то есть в марте. В марте месяце погодные условия могут не позволить провести эвакуацию учащихся, особенно младших классов, на пришкольную территорию без верхней одежды. В этом случае заранее должно быть определено место эвакопункта учащихся, который должен соответствовать требованиям безопасности (невозможность задымления помещения эвакопункта при пожаре в школе). Тренировкам должны предшествовать инструктаж работников школы и занятия по пожарной безопасности с учащимися.

Для проведения противопожарной тренировки составляется план её проведения (приложение № 2), включающий в себя поминутное описание изменений опасных факторов пожара (по дымовой, температурной обстановке и площади пожара), а также ожидаемых действий работников школы. План противопожарной тренировки разрабатывается её руководителем или по его указанию назначенным должностным лицом. При этом руководителем противопожарной тренировки является директор школы или должностное лицо, исполняющее его обязанности. За ходом проведения тренировки осуществляется контроль её руководителем, который для поэтапного контроля может назначить помощников (посредников).

Перед проведением тренировки рекомендуется с учащимися провести занятие по обучению действиям при возникновении пожара. Провести инструктивное занятие с посредниками и участниками тренировки. К практическим занятиям следует привлекать охранное предприятие, технический персонал, обслуживающий системы противопожарной защиты и электроснабжения.


^ К ожидаемым действиям работников школы относятся:

вызов пожарной помощи;

организация эвакуации учащихся;

принимаемые меры по ограничению распространения огня и дыма (закрытие дверей и окон в помещении пожара и над ним, закрытие дверей выходов из поэтажных коридоров в лестничные клетки после эвакуации учащихся, отключение электрооборудования, отключение вентиляции и т.п.);

доклад руководству школы;

включение СОУЭ;

доставка к месту пожара необходимых для тушения огнетушителей, соответствующих классу пожара и горящему оборудованию,

использование противопожарного водопровода для тушения пожара;

соблюдение мер безопасности на пожаре и т.п.;

организация встречи пожарных и сопровождение их к месту пожара кратчайшим путем.


^ Персональные обязанности работников школы при пожаре.

Руководитель тренировки проводит опрос каждого участника тренировки по знанию ими персональных обязанностей при пожаре.

Персональные обязанности работников школы регламентируются инструкциями:

- о порядке действия администрации школы на случай возникновения пожара,

- о порядке действия персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации учащихся при пожаре,

- о порядке использования системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре,

- графической и текстовой частями плана эвакуации людей при пожаре.


^ Подведение итогов занятия.

После проведения тренировки и окончания учебного процесса директор школы или лицо его замещающее собирает задействованный на занятиях персонал школы. Последовательно, по мере поступления вводных, заслушивает посредников и исполнителей о действиях должностных лиц, назначенных на участки работ по эвакуации людей при пожаре. При этом посредники докладывают оперативное время и обстановку на условном пожаре, ожидаемые и реальные действия руководителей участков работ. Отмечают недостатки и приводят положительные примеры, дают общую оценку действиям должностного лица.

Руководитель занятий, выслушав доклады посредников, подводит итоги и определяет общую оценку проведенной тренировки


Вопрос 8. Первичные средства пожаротушения.

^ 8.1. Классификация огнетушителей.


По принципу вытеснения огнетушащего вещества (ОТВ) огнетушители подразделяют на: закачные, с газовым баллоном , с газогенерирующим элементом.

^ Огнетушитель закачной – заряд ОТВ и корпус постоянно находятся под давлением вытесняющего газа. Обозначаются ОП - 5 (З). Цифра 5 обозначает емкость огнетушителя. По внешнему виду он отличается от других огнетушителей датчиком давления в верхней части корпуса.

^ Огнетушитель с газовым баллоном – избыточное давление в корпусе создается сжатым газом, содержащимся в баллоне, располагаемом внутри корпуса огнетушителя. Обозначается ОП – 5(б).

^ Огнетушитель с газогенерирующим элементом – избыточное давление в корпусе создается в результате выделения газа в ходе химической реакции между компонентами заряда специального элемента огнетушителя. Обозначается ОП - 5(г).

Огнетушитель углекислотный – огнетушитель с зарядом двуокиси углерода. Обозначается ^ ОУ 5.

Огнетушители, обозначаемые ОПУ, относятся к баллонным.

В огнетушителях с газовым баллоном и с газогенерирующим элементом избыточное давление создается при приведении их в рабочее состояние. Для приведения огнетушителей в действие достаточно выдернуть опломбированную чеку и резко ударить по кнопке запуска. Через 5 секунд огнетушитель готов к работе. Нажимать на курок огнетушителя и приступать к тушению загорания можно только после указанной паузы, в противном случае огнетушитель эффективно работать не будет.


^ 8.2. Требования к эксплуатации огнетушителей.


На огнетушители, выпущенные после 2002 года, распространяются требования п.10.7 НПБ 155-2002 «Техника пожарная. Огнетушители. Порядок постановки огнетушителей на производство и проведения сертификационных испытаний» которым регламентировано: Каждый огнетушитель должен быть обеспечен руководством по эксплуатации (совмещенным с паспортом), выполненным в соответствии с требованиями ГОСТ 2.601, ГОСТ Р 51057 или ГОСТ Р 51017.

Руководство по эксплуатации должно содержать сведения, позволяющие потребителю надлежащим образом установить и использовать огнетушитель. Оно должно включать следующие разделы:

титульный лист;

назначение и основные технические характеристики огнетушителя;

комплект поставки;

устройство и принцип работы огнетушителя (с необходимыми иллюстрациями);

порядок работы с огнетушителем во время тушения пожара;

указания о мерах безопасности при работе с огнетушителем. Предупреждение о возможных вредных воздействиях на организм человека при использовании данного огнетушителя;

порядок эксплуатации огнетушителя, в котором должны быть указаны правила установки огнетушителя на защищаемом объекте, периодичность и объем проверок, испытаний и перезарядки огнетушителя, значения и допуски изменения параметров, которые контролируют в ходе проведения проверок;

имеющиеся сертификаты на огнетушители (номера, кем выданы и до какого срока они действуют);

свидетельство о приемке (с указанием, какой именно маркой ОТВ заряжен огнетушитель) и свидетельство о продаже огнетушителя;

гарантийные обязательства предприятия-изготовителя;

примеры таблиц, заполняемых при техническом обслуживании огнетушителя;

адрес, телефон и полное наименование организации-изготовителя огнетушителя.


^ При определении мер безопасности при работе с огнетушителями, приобретёнными до 2003 года, следует исходить из требований НПБ 166-97 «Пожарная техника. Огнетушители. Требования эксплуатации». В соответствии с п.5.35 на огнетушители, заряженные одним видом ОТВ, образовательное учреждение должно оформить инструкцию по их применению и техническому обслуживанию.


^ Инструкция должна содержать следующие сведения:

марки огнетушителей; основные параметры огнетушителей;

ограничения по температуре эксплуатации огнетушителей;

действия персонала в случае пожара;

порядок приведения огнетушителей в действие;

основные тактические приемы работы с огнетушителями при тушении возможного пожара на защищаемом объекте;

действия персонала после тушения пожара;

объем и периодичность проведения технического обслуживания огнетушителей;

правила техники безопасности при использовании и техническом обслуживании огнетушителей.


^ В инструкции по эксплуатации углекислотных огнетушителей дополнительно должно быть указано на:

возможность накопления зарядов статического электричества на диффузоре огнетушителя (особенно если диффузор изготовлен из полимерных материалов);
снижение эффективности огнетушителей при отрицательной температуре окружающей среды;
опасность токсического воздействия паров углекислоты на организм человека;
опасность снижения содержания кислорода в воздухе помещения в результате применения углекислотных огнетушителей (особенно передвижных);
опасность обморожения ввиду резкого снижения температуры узлов огнетушителя

На объекте должно быть определено лицо, ответственное за приобретение, сохранность и контроль состояния огнетушителей. На каждый огнетушитель, установленный на объекте заводят паспорт. Огнетушителю присваивают порядковый номер, который наносят белой краской на огнетушитель, записывают в паспорт огнетушителя (Приложение № 3).

Для контроля за состоянием огнетушителей, их места установки, крепления, возможности свободного подхода к ним, наличия и читаемости инструкции по работе с огнетушителем проводятся ежеквартальные проверки. По результатам проверки делают необходимые отметки в паспорте огнетушителя.


^ 8.3. Область применения огнетушителей.


Порошковые огнетушители в основном применяют для тушения твердых веществ, горючих жидкостей, газов и электроустановок, находящихся под напряжением не более 1000 В. Не следует использовать порошковые огнетушители для защиты оборудования, которое может выйти из строя при попадании порошка (электронное оборудование, электронно – вычислительные машины). Срок службы до перезарядки – 5 лет. Огнетушители не предназначены для тушения загораний веществ. горение которых может происходить без доступа воздуха (алюминий, магний и их сплавы).

Углекислотные огнетушители с диффузором, создающим струю ОТВ в виде снежных хлопьев, как правило, применяют для тушения загорания твердых горючих веществ. Углекислотные огнетушители с диффузором, создающим поток ОТВ в виде газовой струи, следует применять для тушения загорания электроустановок, находящихся под напряжением. Запрещается применять углекислотные огнетушители для тушения пожаров электооборудования, находящегося под напряжением выше 10 КВ. Срок службы до перезарядки – 5 лет, при ежегодном контроле массы заряда. Огнетушители не предназначены для тушения загораний веществ. горение которых может происходить без доступа воздуха (алюминий, магний и их сплавы).


^ 8.4. Требования к содержанию пожарных кранов.


Сети внутреннего противопожарного водопровода должны находиться в исправном состоянии и обеспечивать требуемый по нормам расход воды. Проверка их работоспособности должна осуществляться не реже двух раз в год (весной и осенью) организацией, имеющей лицензию на этот вид деятельности. Пожарные краны должны быть укомплектованы рукавами и стволами. Пожарный рукав должен быть присоединен к крану и стволу. Необходимо не реже одного раза в год производить перекатку рукавов на новую скатку.


^ 8.5. Рекомендации по использованию пожарных кранов.


Использование внутреннего противопожарного водопровода возможно только после отключения электросети в помещении пожара. Рукавную линию от пожарного крана к месту пожара должны прокладывать два человека (члены ДПД). После прокладки рукавной линии, один возвращается к пожарному крану, проверяя отсутствие заломов рукава, и ждет команды первого, оставшегося у ствола, о подаче воды в рукавную линию.


Приложение № 1





Приложение № 2

УТВЕРЖДАЮ


Директор ГОУ № _____

________________________

(ФИО)

« ___» _______________ 2008г.


^ Примерный план

проведения занятий в ГОУ №___ по эвакуации и тушению условного пожара.


Тема занятия: Эвакуация учащихся и тушение условного пожара в помещении учебного корпуса школы.


^ Дата проведения: -

Время проведения: -

Место проведения: - учебный корпус общеобразовательной школы на _____ учащихся по адресу: _______.

Привлекаемый персонал: - администрация школы - чел, преподавательский состав - чел, другие работники школы – чел,

работники охраны - чел, учащиеся – чел, сотрудники организации, обслуживающей по договору системы автоматической противопожарной защиты.


^ Используемые системы, оборудование:

при оповещении и управлении эвакуацией в учебном корпусе школысистема оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) людей при пожаре 3 типа. Оповещается сначала персонал, затем учащиеся.

для тушения пожара: - огнетушители ОП-10(з) – 4 шт., внутренний пожарный кран, с рукавом и стволом – 1 шт.

Посредники: _____ (Ф.И.О) ______ при учителе, обнаружившем пожар; при ответственном за эвакуацию; ______________ при ответственном за проверку помещений; ____________ при секретаре; ___________ при вахтере (охраннике).

^ Эвакуационный пункт: в зависимости от погодных условий выбирается открытая площадка или помещение, соответствующее требованиям безопасности.


Цель занятия:


1. Практическая отработка плана эвакуации, инструкции, определяющей действия администрации школы по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей при пожаре.

2. Проверка:

степени подготовленности персонала и учащихся к действиям по плану эвакуации;

исправности и работоспособность системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (СОУЭ), автоматической противопожарной защиты, первичных средств пожаротушения;

степени подготовленности и организации взаимодействия членов добровольного пожарного формирования при тушении условного пожара.


^ Исходные данные.


Помещение ­­__ класса, площадью 35 м2, расположенном у лестничной клетки на __ этаже учебного __ этажного корпуса школы. В результате детской шалости с огнём произошло воспламенение пиротехнического изделия с распространением огня на мебель, установленную в помещении.

Время обнаружения пожара в помещении класса во время урока – 0,5 минуты.

Дверь и окна в помещении класса закрыты.

Время прибытия пожарной охраны Ч-10 мин.


Имитация обстановки на пожаре:


очага пожара – флажками красного цвета;

зоны задымления – флажками желтого цвета.

^

Тактический замысел противопожарной тренировки



Состоит из графической и текстовой частей. В графической части должен быть план этажа и на нем - горящее помещение, помещение, где остались люди, первичные средства пожаротушения. На плане этажа или дворовой территории должны быть обозначены эвакуационный пункт, медицинский пункт, порядок построения учащихся перед перекличкой.



Оперативное

время (мин.)

Вводные

Оперативная обстановка

(характеристика опасных

факторов пожара)

Ожидаемые действия персонала

Реальные действия персонала

Оценка действий персонала

1

2

3

4

5

6

Ч + 0

Произошло возгорание в помещении __ класса.


Огонь распространяется по мебели в помещении

__ класса.


В школе, в соответствии с расписанием, ведутся учебные занятия в классах.







Ч + 0,5



Учительница в ходе проведения учебных занятий в помещении __ класса обнаружила условное возгорание.

Учительница __ класса организует и контролирует выход учащихся из класса в коридор.

Закрывает дверь класса, подперев её со стороны коридора стулом, по мобильному телефону сообщает о пожаре в пожарную охрану, информирует директора школы о пожаре и начатой эвакуации учащихся.

Ч+1

^ Директор школы или лицо его замещающее

В закрытом помещении __ класса продолжается распространение пламени.


Получив сообщение по телефону о пожаре и информацию от оператора о срабатывании пожарной сигнализации, дает распоряжение секретарю - продублировать по телефону 01 сообщение о пожаре и задействовать план оповещения. Объявить по трансляции заранее подготовленные тексты для персонала школы, затем для учащихся (если это предусмотрено проектом СОУЭ).

Должностному лицу, ответственному за эвакуацию, - организовать работу эвакуационного пункта.

Организует и координирует работу по эвакуации учащихся и персонала школы, препятствует возникновению паники.

Подключает к эвакуации преподавателей не занятых в учебном процессе.

Назначает должностное лицо, ответственное

за проверку помещений на этажах школы, отключение электроэнергии, встречу пожарного подразделения.







Ч+2


Секретарь

В помещении __ класса продолжается распространение пламени с интенсивным выделением дыма. Площадь пожара увеличивается.


Сообщает о пожаре в пожарную охрану по телефону 01, называет: адрес школы, место возникновения условного пожара, свою фамилию и место въезда на территорию школы. Сообщает вахтеру (охраннику) о необходимости встречи пожарных подразделений. Через систему оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией объявляет о частичной или полной эвакуации.







Ч+3

^ Члены добровольного пожарного формирования (ДПФ)

Работает система оповещения о пожаре и управления эвакуацией.

Члены добровольного пожарного формирования собираются в установленном месте и получают команду о действиях по тушению возгорания.










^ Учителя классов.




Учителя классов выводят учащихся по коридору к лестничной клетке, определённой на плане эвакуации, и далее в установленное планом эвакуации место сосредоточения.

На эвакуационном пункте проверяют количество эвакуированных учащихся и докладывают об этом лицу, ответственному за эвакуацию.










^ Должностное лицо, отвечающее за эвакуацию




Организует работу эвакуационного пункта.

Определяет лиц, отвечающих за перекличку учащихся и персонала школы по спискам.

Вызывает скорую помощь, организует пункт первой медицинской помощи.







Ч+5

^ Должностное лицо, ответственное за проверку помещений и отключение электроэнергии.

На ____ этаже в помещении ___ класса остались отрезанные дымом учащиеся и преподаватель. Они стоят у окон, размахивают руками, подают другие знаки с тем, чтобы привлечь к себе внимание.

Проверяет помещения этажей, закрывает двери на лестничные клетки. Из – за сильного задымления на __ этаже, где остались люди, проверить помещения не может. Докладывает о результатах проверки лицу, ответственному за эвакуацию.

Организует, при необходимости, отключение электроэнергии, остановку системы вентиляции, приведение в действие системы дымоудаления и осуществление других мероприятий, способствующих предотвращению распространению пожара;










^ Вахтер (охранник)




Открывает наружные двери школы, ликвидирует все возможные препятствия у выходов.

Встречает подразделения пожарной охраны.










^ Директор школы или лицо его замещающее




Получает информацию о числе людей в классе, выход из которого блокирован дымом. Принимает меры к организации тушения пожара силами добровольного пожарного формирования (ДПФ) с помощью первичных средств пожаротушения. Возглавляет руководство тушением пожара до прибытия пожарной охраны.







Ч+6


^ Расчет добровольного пожарного формирования.

Пожар в классе продолжается. Дымовая обстановка в помещении пожара достигала значений, при которых вход членов пожарного расчета в это помещение без средств защиты органов дыхания, опасен для жизни.


Члены добровольного пожарного формирования (пять человек), экипированные брезентовыми рукавицами с электрическими фонарями и четырьмя огнетушителями ОП-10(З), прибыли к горящему помещению. Командир ДПФ:

обеспечивает соблюдение техники безопасности при открытии дверей в горящее помещение;

даёт указание членам добровольного пожарного формирования проверить обстановку над помещением пожара;

отдает приказание 2-м членам формирования проложить рукавную линию со стволом, избегая скручивания и заломов рукавов, от ближайшего пожарного крана.

Сам приступает к тушению пожара через дверной проем из коридора доставленными огнетушителями. Даёт команду на подачу воды человеку, находящемуся у пожарного крана, ствольщик приступает к тушению пожара.







Ч+7


^ Персонал школы

Пожар локализован,

ликвидирована угроза его распространения, происходит задымление коридора.

Все учителя в месте сосредоточения проверяют количество эвакуированных учащихся, при отсутствии кого-либо из учащихся докладывает об этом лицу, ответственному за эвакуацию.

Закончена эвакуация учащихся и проверка их количества учителями в месте сосредоточения.

Вахтер открыл входы в здание школы и ожидает на пришкольной территории прибытие пожарного подразделения, для сопровождения к месту пожара кратчайшим путем.







Ч+10


^ Прибывает (условно) подразделение ГПС МЧС.


Продолжается ликвидация пожара членами пожарного расчета.



Вахтер (охранник) встречает пожарных ГПС, сопровождает их к месту пожара.

Директор школы докладывает старшему начальнику прибывшего подразделения пожарной охраны: все необходимые сведения о наличии людей в здании, об очаге пожара, мерах, предпринятых по его ликвидации, о месте сосредоточения эвакуированных учащихся и их количестве; о принятых мерах по локализации пожара членами ДПФ.









Оценка проведенной тренировки:_______________________________________________


Руководитель тренировки - директор школы __________________


Приложение № 3


Эксплуатационный паспорт на огнетушитель

1. Номер, присвоенный огнетушителю
2. Дата введения огнетушителя в эксплуатацию
3. Место установки огнетушителя
4. Тип и марка огнетушителя
5. Завод-изготовитель огнетушителя
6. Заводской номер
7. Дата изготовления огнетушителя
8. Марка (концентрация) заряженного ОТВ

Дата и вид проведенного технического обслуживания

Результаты технического обслуживания огнетушителя

Должность, фамилия, инициалы и подпись ответст- венного лица

Внешний вид и состояние узлов огнетушителя

Полная масса огнетушителя

Давление (при наличии индикатора давления)* или масса газового баллона**

Состояние ходовой части передвижного огнетушителя

Принятые меры по устранению отмеченных недостатков

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 





Похожие:

Методическое пособие по организации и проведению занятий с персоналом образовательных учреждений Санкт-Петербурга по эвакуации учащихся и тушению условного пожара. Санкт-петербург 2009 год iconОтчет о результатах деятельности государственных бюджетных и государственных казённых учреждений Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения
Субъект Российской Федерации город федерального значения Санкт-Петербург, в лице исполнительного органа государственной власти Санкт-Петербурга...
Методическое пособие по организации и проведению занятий с персоналом образовательных учреждений Санкт-Петербурга по эвакуации учащихся и тушению условного пожара. Санкт-петербург 2009 год iconПостановление От 30 ноября 2009 года №1387 о создании региональной информационной системы, содержащей сведения об объектах недвижимости и объектах землеустройства "Геоинформационная система Санкт-Петербурга"
О государственных информационных системах Санкт-Петербурга" и Законом Санкт-Петербурга от 30. 04. 2008 №278-47 "О разграничении полномочий...
Методическое пособие по организации и проведению занятий с персоналом образовательных учреждений Санкт-Петербурга по эвакуации учащихся и тушению условного пожара. Санкт-петербург 2009 год iconЗакон санкт-петербурга об основах промышленной политики Санкт-Петербурга Принят Законодательным Собранием Санкт-Петербурга 13 мая 2009 года
Для целей настоящего Закона Санкт-Петербурга используются следующие основные понятия
Методическое пособие по организации и проведению занятий с персоналом образовательных учреждений Санкт-Петербурга по эвакуации учащихся и тушению условного пожара. Санкт-петербург 2009 год iconЗакон санкт-петербурга об основах промышленной политики Санкт-Петербурга Принят Законодательным Собранием Санкт-Петербурга 13 мая 2009 года
Для целей настоящего Закона Санкт-Петербурга используются следующие основные понятия
Методическое пособие по организации и проведению занятий с персоналом образовательных учреждений Санкт-Петербурга по эвакуации учащихся и тушению условного пожара. Санкт-петербург 2009 год iconЗакон санкт-петербурга об основах промышленной политики Санкт-Петербурга Принят Законодательным Собранием Санкт-Петербурга 13 мая 2009 года
Для целей настоящего Закона Санкт-Петербурга используются следующие основные понятия
Методическое пособие по организации и проведению занятий с персоналом образовательных учреждений Санкт-Петербурга по эвакуации учащихся и тушению условного пожара. Санкт-петербург 2009 год iconМетодическое пособие по организации управления процессом преемственности: семья дошкольное учреждение начальная школа. Методическое пособие по организации взаимодействия субъектов воспитательного процесса
Перечень приоритетных направлений опытно-экспериментальной работы по решению актуальных проблем системы образования Невского района...
Методическое пособие по организации и проведению занятий с персоналом образовательных учреждений Санкт-Петербурга по эвакуации учащихся и тушению условного пожара. Санкт-петербург 2009 год iconПостановление От 8 ноября 2011 года n 1537 Об аварийно-спасательной службе Санкт-Петербурга
Во исполнение Закона Санкт-Петербурга от 03. 02. 2010 n 48-24 "Об аварийно-спасательной службе Санкт-Петербурга и аварийно-спасательных...
Методическое пособие по организации и проведению занятий с персоналом образовательных учреждений Санкт-Петербурга по эвакуации учащихся и тушению условного пожара. Санкт-петербург 2009 год iconИнновационные проекты образовательных учреждений Санкт-Петербурга
Государственное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №98 с углубленным изучением английского языка Калининского...
Методическое пособие по организации и проведению занятий с персоналом образовательных учреждений Санкт-Петербурга по эвакуации учащихся и тушению условного пожара. Санкт-петербург 2009 год iconПостановление От 8 августа 2011 года n 1136
О государственной информационной системе Санкт-Петербурга "Единая система информационных ресурсов официальных сайтов исполнительных...
Методическое пособие по организации и проведению занятий с персоналом образовательных учреждений Санкт-Петербурга по эвакуации учащихся и тушению условного пожара. Санкт-петербург 2009 год iconКомитет по земельным ресурсам и землеустройству санкт-петербурга прика з
Во исполнение пункта постановления Правительства Санкт-Петербурга от 30. 11. 2009 №1387 «О создании региональной информационной системы,...
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©tvov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты