Программа элективного курса для 10, 11 icon

Программа элективного курса для 10, 11



НазваниеПрограмма элективного курса для 10, 11
А. П. Балакина
Дата12.05.2014
Размер81.51 Kb.
ТипПрограмма



НАЛОГИ РОССИИ

Программа элективного курса для 10, 11 классов общеобразовательных учреждений (для любого профиля обучения)

(Авторы программы — А. П. Балакина и др.)

Пояснительная записка

Курс «Основы налоговой грамотности» продолжает начатое в м>м..

ших классах ознакомление школьников с налогами и основами

обложения. Цели этого курса:

  • формирование представлений о роли государства в жизни щества;

  • установление взаимосвязи между экономическим благосостоипи ем государства и рациональной налоговой политикой;

  • формирование у учащихся основ налоговой культуры;

  • выработка адекватных представлений о налогах и системе пан

обложения;

  • выработка умений выносить аргументированные суждения о ж обходимости своевременной уплаты налогов в размере, опредпи и ном налоговым законодательством;

  • обретение опыта анализа изменений, происходящих в системе нн логообложения;

  • воспитание гражданской ответственности;

  • ориентирование в системе современного налогообложения;

  • профессиональная ориентация в сфере налоговых органов.

Указанные цели предопределяют ведущие функции обучения по этому курсу — воспитывающую и развивающую.

Следует отметить, что курс «Основы налоговой грамотности» ittt строен в соответствии с парадигмой личностно-ориентированного обучения с применением современных методов и форм обучения.

Преподавание курса должно осуществляться с опорой на возрастные психологические особенности учащихся 10—11 классов. Как известно, ведущая деятельность старшеклассников — учебно-профессиональная, она предопределяет положительную мотивацию к обучению. Интерес к учебной деятельности проявляется у старших школьников на качественно новом уровне: учеба выступает как средство для продолжения образования. Следует заметить, что старшеклассники отдают предпочтение тем учебным предметам, к которым у них есть склонности или связанным с их будущей трудовой деятельностью и по которым проводятся вступительные экзамены в средние специальные и высшие учебные заведения. В связи с этим возникает дополнительная трудность в изложении основ налоговой грамотности, так как их знание требуется при поступлении в вуз или ссуз и имеет прямую связь с про­фессиональной деятельностью только работников налоговой службы. Основная цель учителя — обеспечить положительную мотивацию познавательной деятельности учащихся 10—11 классов при изучении этого курса. В качестве механизма для создания такой мотивации мож­но использовать психологические особенности старшеклассников, чувство взрослости, стремление к самостоятельности, возросшее самосознание, интерес к будущей профессиональной деятельности.

Ведущая стратегия в преподавании данного предмета — опора на чувство гражданского достоинства старшеклассника, обращение к его сознанию при безусловном уважении и принятии его личности. При этом учитель должен исходить из того, что ученик имеет право как на соб­ственные убеждения, так и на собственный выбор, даже если они оши­бочны. Важно аргументированно убедить учащихся, что любой человек, независимо от содержания своей профессиональной деятельности, обя­зан быть налогоплательщиком.

Данный курс рассчитан на самостоятельную работу школьников (учебником. Основная деятельность учителя на уроке — побуждающая школьников к самостоятельной мыслительной деятельности, т. е. учи­тель должен не столько сообщать новый материал, сколько способство­вать его осмыслению. Учителю необходимо помнить, что самое главное к этом курсе — сформировать у учащихся положительное отношение к налогообложению. Исходя из этого он должен стремиться к макси­мальному задействованию возросших возможностей старшеклассников к мыслительной деятельности в сочетании с закреплением положитель­ных эмоций.

На уроках в 10—11 классах широко используется такая форма обуче­ния, как самостоятельная работа учащихся с учебником, направленная на осмысление учебного материала. С этой целью необходимо задавать ребятам такие вопросы, ответить на которые можно только с помощью учебника (ниже предлагаются примерные вопросы и задания). При этом tie только не запрещается заглядывать в учебник, но и, наоборот, вся­чески поощряется его внимательное изучение. У старшеклассников не­обходимо формировать умения слушать, высказывать свою точку зре­ния, аргументированно отстаивать ее, дискутировать. Все это развивает их самостоятельность, критичность мышления, убежденность, умение отстаивать свою позицию. Эффективными методами работы со старше­классниками являются также дискуссия, деловая игра-инсценировка,

проблемные методы.

Для нормирования учебной нагрузки, формирования положительной мотивации к учебе, создания на уроке атмосферы сотрудничества и вза­имопонимания рекомендуется давать различные установки на вид запо­минания и характер воспроизведения учебного материала: запомнить надолго и точно воспроизводить (в курсе должно быть ограниченное количество определений: налог, виды налогов, система налогообложения, характеристика налога), запомнить материал для воспроизведения : к следующему занятию уметь воспроизвести близко к тексту, под- робно пересказать своими словами; передать общий смысл; выршим свое отношение к материалу и пр. Если задание объемно и разнорилйи по уровню сложности, рекомендуется предлагать учащимся выполни^ домашнее задание по выбору. Лучше, чтобы школьник выполнил ими ние по своим возможностям, чем не выполнил ничего, как это обычж бывает при большом объеме заданий.

Предлагаемые формы и методы обучения школьников старшего школьного возраста:

  • Дискуссия. Смысл этого метода заключается в обмене взшшнми по конкретной проблеме. Дискуссии помогают учащимся упорядочим и закрепить изученный материал, а учителю — не только опредсини уровень подготовки учащихся и индивидуальные особенности их хл|м» тера, мышления, темперамента и пр., но и исправлять недостатки пит дения и общения (вспыльчивость, неуважение к собеседнику и т.д. I Дискуссии должны тщательно готовиться. Если у учащихся не сформированы знания по изученной теме, дискуссия становится беспредметной и бессодержательной, если не сформировано умение выражать сипи мысли — запутанной и скучной, а при отсутствии навыков проведения — превращается в ссору. Поэтому при проведении дискуссии надо придерживаться следующих требований:

  • дискуссию как метод обучения следует применять только при пи личии у учащихся достаточной информации по данному вопрт v

  • в основе дискуссии должны быть заложены коллизия, альтери. тивные подходы, противоположные точки зрения;

  • каждый участник дискуссии должен аргументированно доказымии свою точку зрения, т. е. высказать свое мнение — значит принп ж убедительные аргументы в его пользу.

Следует строго соблюдать правила проведения дискуссии:

  • цель дискуссии — поиск истины, а не выяснение отношений;

  • возражать надо корректно, не искажая и не передергивая смы* и. сказанного, не добавляя ничего к словам оппонента. Для предун реждения конфликта надо использовать выражения: «Я правит но тебя понял? Другими словами, можно сказать...»;

  • не надо подозревать оппонента в том, чего он не высказал, от бенно в тайных замыслах и коварных намерениях;

  • всегда надо помнить о том, что объединяет дискутирующих друг с другом, — о стремлении к истине, а не о том, что их разъедини' i на данный момент;

  • не надо высказываться по малознакомым вопросам, дискуссия не повод «пустить пыль в глаза», угодить или досадить кому-лиПп

    1. Деловая игра-инсценировка заключается в создании ситуаций, ми делирующих реальность, из которых школьники должны найти выход Данный метод способствует осмыслению практической значимое

теоретического материала, формированию познавательных интересов школьников, реализации их творческого потенциала, активной жизнен­ной позиции. Особенно эффективны инсценировки, связанные с ими- ГОцией профессиональной деятельности взрослых. Рекомендуется при­менять этот метод по следующей схеме: отобрать конкретную ситуацию, обладающую возможностями для развития игрового сюжета; сформули­ровать правила игры; определить роли; составить краткий сценарий (игра не должна быть продумана учителем до мелочей и в готовом виде предъявлена школьникам, они просто откажутся от нее); полностью проиграть игровой сюжет; использовать по возможности атрибуты — Элементы костюмов, обстановки.

3. Проблемные методы — проблемное изложение, частично-поиско- вый метод — развивают творческое мышление у школьников, активи­руют их познавательную активность. Сущность проблемных методов шключается в диалектичном преподнесении учебного материала, т. е. усвоение информации школьниками происходит путем разрешения про­тиворечия между понятиями, подходами, элементами через анализ, срав­нение, обобщение. Данные методы имеют одинаковую структуру, харак­терную для научного исследования, — создание проблемной ситуации, формулировка проблемы, выдвижение гипотез, выбор гипотезы, про­верка гипотезы, анализ результатов. Эти методы отличаются только сте­пенью участия школьников: при частично-поисковом методе некоторые тгапы осуществляются школьниками самостоятельно; при проблемном изложении во всех элементах структуры присутствует учитель, иногда с привлечением школьников. При использовании этих методов необхо­димо учитывать, что они требуют больших временных затрат, серьезной предварительной подготовки, их можно применять при наличии зна­ний по вопросу, умения учителя импровизировать. Основным требова­нием к этим методам является соблюдение структуры.

В результате изучения курса учащиеся 10—11 классов должны иметь представление о том:

  • почему любое государство взимает с граждан и фирм налоги;

  • что такое государственные финансы;

  • что самое трудное в составлении и исполнении государственного бюджета;

  • какая бывает налоговая справедливость;

  • что такое налоговые органы;

  • каков правовой статус лиц, работающих в налоговых органах;

  • что такое профессия и должность;

  • как ориентироваться в мире профессий;

  • какими профессиональными качествами должен обладать налого­вый служащий;

  • какие должности могут занимать служащие налоговой инспекции;

  • какие виды налогов существуют в современной России;

  • почему государству опасно устанавливать слишком высокие налоги;

  • в какой стране мира налоги самые высокие;

  • каким принципам должны отвечать «хорошие» налоги;

  • что такое «теневая экономика»;

  • кто забирает налоги, не доставшиеся государству;

  • какую долю в формировании доходной части бюджетов э" чески развитых стран занимают налоговые поступления;

  • на каких основных показателях экономики положительно ются регулирующая функция налогов и низкие налоговые

  • в чем суть налоговой политики, проводимой в настоящее время в странах с развитой экономикой;

  • каковы особенности налоговой политики в США, Вели кобританиии и Франции;

  • когда и для каких целей создана налоговая полиция в Рос

  • кого относят к неплательщикам налогов;

  • что понимают под налоговыми преступлениями;

  • как работает служба налоговых расследований в США;

  • почему престижно служить в Финансовой гвардии Италии;

  • что такое налоговое планирование и какое оно бывает;

  • что такое малый бизнес и зачем он нужен государству;

  • каковы преимущества малого предпринимательства;

  • какие налоги платят субъекты малого предпринимательства?

  • почему права налогоплательщика приходится защищать;

  • кто обязан соблюдать права налогоплательщика;

  • как налогоплательщик может защитить свои права.



Похожие:

Программа элективного курса для 10, 11 iconПрограмма элективного курса «С экзаменом на ты»
Элективный курс предназначен для учащихся 11 классов. Программа рассчитана на 35 часов
Программа элективного курса для 10, 11 iconПрограмма элективного курса «Немецкая литература: поэзия и проза»
Курс «Немецкая литература: поэзия и проза» предназначен в качестве элективного курса учащимся 10 класса в рамках изучения темы «Искусство...
Программа элективного курса для 10, 11 iconПрограмма элективного курса
Программа курса рассчитана на 35 часов (1 раз в неделю), содержит углубленное изучение темы «Модуль» и выходит за рамки базовых общеобразовательных...
Программа элективного курса для 10, 11 iconПрограмма элективного курса «Школьный редактор» для учащихся 10-11 классов
Программа курса «Школьный редактор» предназначена для углубления знания по русскому языку и для ознакомления учащихся 10-11 классов...
Программа элективного курса для 10, 11 iconПрограмма элективного курса и описание электронной методической разработки по информатике для начальных классов (адаптированная)
Программа элективного курса и описание электронной методической разработки по информатике для начальных классов
Программа элективного курса для 10, 11 iconПрограмма элективного курса для 10, 11 классов общеобразовательных учреждений (для любого профиля обучения)

Программа элективного курса для 10, 11 iconПояснительная записка программа элективного курса предпрофильной подготовки «Кожа зеркало здоровья» предназначена для учащихся 9 класса, рассчитана на 17 часов
Программа элективного курса предпрофильной подготовки «Кожа зеркало здоровья» предназначена для учащихся 9 класса, рассчитана на...
Программа элективного курса для 10, 11 iconПрограмма элективного курса физики в 9 классе. Тема курса: «Применение законов динамики» (22 часа)
Содержание курса углубляет и расширяет, а не дублирует программу базового уровня. В данный курс вошел ряд вопросов, которые недостаточно...
Программа элективного курса для 10, 11 iconПрограмма элективного курса: «Нестандартные способы решения уравнений, неравенств, систем» Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса: «Нестандартные способы решения уравнений, неравенств, систем»
Программа элективного курса для 10, 11 iconПрограмма элективного курса «Резьба по дереву» для учащихся 8-9 классов
Хайрулов Радик Ринатович, учитель технологии Кадетской школы-интерната г. Бугульма, рт
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©tvov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты