|
Удальцова Раиса Ивановна Управление образования администрации муниципального образования г. Тихорецк МОУ СОШ №2 МО г. Тихорецк Авторское описание педагогического опыта работы учителя кубановедения МОУ СОШ №2 МО г. Тихорецк Удальцовой Раисы Ивановны «Современные технологии как средство повышения мотивации в процессе преподавания предмета «кубановедение». г. Тихорецк 2008 год Удальцова Раиса Ивановна 2 В условиях становления гражданского общества и правового государства в России перед современной школой на пути ее модернизации стоят очень важные задачи. Одна из них – повышение уровня обществоведческого и исторического образования учащихся, формирование разносторонней личности, владеющей умением и навыками поиска, систематизации комплексного анализа исторической информации по истории края и контексте российской истории. Эта задача плодотворно решается в ходе изучения интегрированного курса «кубановедение», который утвержден коллегией департамента образования и науки Краснодарского края и введен в школах края в 2004 году. Курс «кубановедения» включает в себя информацию по истории, географии, биологии, литературе, русскому языку (кубанские говоры), ИЗО и музыке Кубани в системе основной и старшей школы (5 – 11 классы). Наряду с этим в каждом классе ежедневно сменяется один тематический блок. Кубань – полиэтнический и многоконфессиональный регион, отличающийся глубокой и своеобразной историей, богатством социокультурной среды. В нашем крае живет более 120 наций и народностей. Именно поэтому на первом месте стоит задача воспитания чувства толерантности и согласия в социуме, стабильности общественной жизни. Одним из важнейших разделов курса «кубановдение» основной и старшей школы является история Кубани. Его изучение помогает конкретизировать и иллюстрировать факты истории Кубани и России, углубить знания по этому предмету, повысить интерес к культурным традициям своего и других народов, вызвать чувство сопричастности с историей края, развить духовные потребности, воспитать нравственные качества личности: патриотизм, любовь к своей малой Родине, чувство гордости за героическое прошлое своих предков. Удальцова Раиса Ивановна 3 Раздел «Искусство Кубани» призван формировать духовные и эстетические ценности личности учащихся. Главной целью этого раздела является познание и творческое осмысление кубанского фольклора, народных традиций, художественных произведений деятелей искусства Кубани, их места и роли в российской художественной культуре. Преподавание искусства способствует формированию национального самосознания, уважения к историческому и культурному наследию своих предков. Предметные разделы курса «кубановедение» создают целостную картину развития нашего края и в то же время дают представления о территориально-дифференцированной картине Кубани. Ориентация на применение личного опыта учащегося способствует формированию у школьников чувства включенности в жизнь своего региона, повышению мотивации в учебном процессе. В связи с этим, своей главной задачей в преподавании курса «кубановедение» я считаю умение организовать учебный процесс так, чтобы школьники больше вовлекались в самостоятельный поиск, исследовательскую работу по изучению родного края – Кубани. Девиз моей работы: «Ребенок – это не сосуд, который нужно заполнить знаниями, а факел, который нужно зажечь». Несколько слов о себе. Закончила Челябинский институт культуры по специальности «режиссура праздников и представлений». Работала в учреждениях культуры, после переквалификации начала преподавательскую деятельность в горном училище. В г. Тихорецке живу уже 18 лет, из них более 16 лет работаю в СОШ №2 учителем. В данное время преподаю историю казачества и кубановедение, а также факультативно традиционную культуру Кубани. Главной проблемой и целью воспитания считаю воспитание чувства любви у ребенка к тому, что его окружает: к близким, к Удальцова Раиса Ивановна 4 родным, к семье, к своей малой Родине. Человек, обладающий чувством любви – никогда не предаст ни близких, ни друзей, ни Родину. Вырастая, он станет настоящим гражданином и патриотом своей страны, своей малой Родины. Именно такую любовь, мы, учителя, должны развивать на уроках кубановедения и во внеклассной работе. Воспитание любви и чувства патриотизма – это главная проблема, над которой надо трудиться. Наряду с этой проблемой ставлю целью своей работы воспитание лидерской личности, обладающей духовно-нравственными ценностями и организаторскими способностями. Но одних уроков недостаточно, чтобы добиться таких важных целей в воспитании и обучении. Для их достижения необходимо продолжать эту работу на внеклассных мероприятиях, в кружках, факультативах, что я и стараюсь делать. Теоретическая работа всегда должна подкрепляться практикой, особенно в случае познания истории и культуры своих корней – своей малой родины. Я задаю часто ребятам такой вопрос: «Почему человек всегда стремится и возвращается на то место, где он родился и вырос? И всегда слышу один и тот же ответ: «Это же его родина; там его родные, близкие; туда всегда тянет; это любимое место». Так вот, чтобы эта тяга не ослабела, а любовь к Родине была настоящей – необходимо повысить мотивацию обучения более эффективными средствами. Для решения этой проблемы существует масса средств и методов. Я же руководствуюсь большей частью теми, которые принято называть современными технологиями. Среди них игровые технологии, развивающее и проблемное обучение, технологии дифференциации, проектная и научно-исследовательская деятельность. Что же здесь нового, скажете вы? В общем, ничего, если не считать того, что к такому уроку надо подойти творчески, нестандартно, включая в процесс все типы деятельности учащихся: Удальцова Раиса Ивановна 5 индивидуальную, групповую, коллективную и творческую. По мнению психологов, к примеру, через игровые элементы происходит 100% вовлеченность учащихся в процесс обучения и познания. Игра не как цель, а как средство достижения цели. Это доказывает и моя 20-летняя практика работы с учащимися. Современный ученик очень избалован информацией, начиная с мобильника и ТV и заканчивая компьютером. Как заинтересовать ученика, повысить мотивацию в процессе обучения? Как добиться 100% внимания и включенности в работу на уроке? В первую очередь, ставить проблему перед учащимися, затем с помощью различных средств и методов решать эту проблему совместно. Умение учащихся ориентироваться в информации и находить главное, чувство собственной значимости и причастности к происходящему на уроке и позволяет решить главную задачу – воспитание гражданственности и патриотизма, любви и гордости за свой труд. Проблема, над которой я сейчас работаю, решает эффективность преподавания предмета с помощью современных технологий, приоритетное значение среди которых я отвожу проблемному обучению, развитию исследовательских навыков и психологии дифференциации. Здесь главное – соблюдать чувство меры и держать в поле зрения главную цель: ради чего я это делаю? К примеру, большой популярностью у ребят пользуется такая форма классной и внеклассной работы как «Колесо истории Кубани». Я проводила такие уроки и в отдельных классах и по параллели 8, 9, 11 классов и даже, как межшкольный турнир среди школ №2, №7, №10. В данном случае, интеллектуальная игра «Колесо истории Кубани», аналогичная телевизионной, решает цели и задачи развивающего обучения. На базе клуба «Заря» участникам «Колеса истории Кубани», посвященного Дню Победы – были 6-8 классы школ №2, №7, №10. Форма «Колеса истории Кубани» состязательная; в нее были включены и викторина Удальцова Раиса Ивановна 6 о героях ВОв, конкурс военной песни, и «Военный исторический вестник», и конкурс на знание улиц г. Тихорецка с именами героев ВОв. Состязание было очень жарким. Но самое главное, что я видела – это гордость и счастье на лицах ребят, одержавших победу за прекрасное знание истории своей малой Родины. Взяла за правило проводить ежегодно уроки Мужества и уроки Памяти к таким знаменательным датам, как день Кубани(13 сентября), День защитника Отечества(23 февраля), День освобождения Тихорецка от фашистских оккупантов(30 января), День Победы(9 мая). К таким урокам стараюсь подходить творчески: разрабатываю литературно-музыкальные композиции, использую певческие ансамбли и группы чтецов, вместе с ребятами приглашаю на встречу ветеранов ВОв и труда, почетных праждан города, а также военных. Так, к примеру, учащиеся 9 «В» класса , с которыми я подготовила литературно-музыкальную композицию «Нам дороги эти позабыть нельзя» ко Дню Победы выступали перед 3-4 классами начальной школы. Важно было то, что шефское выступление перед малышами было настолько удачно, что вдохновило ребят и в дальнейшем оказывать помощь начальным классам в подготовке праздников. Эффективно использую в своей работе такую форму проверки качества знаний и результативности как тематический кроссворд. После проведения краевого конкурса кроссвордов я решила провести школьный конкурс кроссвордов по кубановедению. Ребята 8-11 классов сделали очень интересные работы, с помощью которых можно на 10 - 15 минут проверить знания учащихся всего класса. Причем, есть кроссворды разной сложности, от 7-8 заданий до 25-30. И хотя кроссворды составлены геометрически не совсем правильно, важно другое: они развивают навыки поисково-исследовательской работы. Не менее эффективньм средством повышения мотивации служат тесты и тест-задания. Они обладают даже большей Удальцова Раиса Ивановна 7 популярностью, чем контрольные работы и решают задачи развивающего обучения. Ребята решают тесты гораздо быстрее, и качество знаний намного выше. К примеру, в начале учебного года 5-е классы тестовые задания выполняли на 60-65%. В середине учебного года результативность повысилась до 90%. Тесты разрабатываю по параллелям для 5-8-х, 9-11-х классов дифференцированно, но часто на уроках по просьбе ребят даю им тесты большей степени сложности, например 6-7 классам – тесты 8 класса и т.п. Плодотворно используется на уроках для закрепления знаний в разделе «История Кубани» такая форма как журнал «Исторический вестник» с датами знаменательных событий и фактов из истории Кубани. Не менее эффективно использование игровых технологий на уроках в 5-7 классах в форме интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?». Применительно к урокам кубановедения это выглядит так: - Под табличкой «Что?» - учащийся, взяв задание, объясняет значение казачьих слов и терминов. Пример: регалии – знаки воинской доблести; - Под табличкой «Где?» - учащийся указывает место событий, о которых спрашивается в задании. К примеру: храм А. Невского находится в Краснодаре. - Под табличкой «Когда?» - учащийся указывает дату исторического события или факта, о котором спрашивается в задании. Казалось бы, совсем несовместима с уроком кубановедения такая форма как «Поле чудес». И тем не менее можно смело использовать ее на уроках для развивающего обучения и повышения эрудированности учащихся. К примеру, «Поле чудес» в 6 классе казачьей направленности. Удальцова Раиса Ивановна 8 Задание 1: 1) Назвать воинское казачье звание, соответствующее чину майора – 5 букв (есаул). Задание 2: 2) Как назывался воинский госпиталь у казаков — 7 букв (лазарет) . Задание 3: III). Дайте название символа атаманской власти – 6 букв (бунчук). Финал: Назовите особый род кавалерийского знамени – 8 букв (штандарт) Высокую результативность дают .формы проблемного обучения. Интерес у ребят они вызывают в первую очередь потому, что существует несколько вариантов решения проблемы, поставленной перед ними на уроке. Какое же решение верное, вот в чем вопрос! Иногда по этому поводу возникают споры и дискуссии на уроках: каждый пытается доказать сваю точку зрения. Отрадно то, что в конце концов, в споре рождается истина. Приведу пример. Урок в 7а классе (2006 г.) Тема: Песни черноморских и линейных казаков, перед учащимися ставлю такую проблему: «Нужны ли сегодня нам песни кубанских казаков или они остаются культурным наследием прошлого?» После объяснения темы решаюсь провести конкурс казачьей песни между двумя командами , поделив класс пополам . Конкурс проходит замечательно, команды с большим азартом исполняют куплеты казачьих песен, глядя на экран с текстами песен на слайдах. По окончанию конкурса задаю вопрос ребятам: «Нужны ли им сегодня песни кубанских казаков?» Ребята по очереди высказываются, что эти песни поднимают настроение «легко поются и танцуются, они радуют сердце». Но находится один из учеников который, возражает: « А эти песни не модные, несовременные.» И вот тут возникает настоящий спор: « А причем тут мода? Ведь эти песни радуют сердце» – говорит один. Другой подтверждает: « Мои родители эти песни за столом на праздниках поют. Знаешь, как весело!» И у Удальцова Раиса Ивановна 9 спорщика не находится доводов опровергнуть это. Огромный интерес у ребят вызывает творческая работа, когда речь идет о кубанском говоре и диалекте. Разыгрываем «кубанские говоры» в форме театрализованных мини-сценок: Кубанские говоры: 1 сценка: 1 уч.) Далэко мандрувать сбыраетэсь, Грыгорыч? 2уч.) Зараз. Выйдэмо за лис, повэрнэмся там науманьца, скризь тэрны, прямысенко у Екатэринодар и помандруемся. 2 сценка: 1ый) Ты бачив, яка в мэне вовна? Яка гарна! 2ой) Та гарна, гарна! Тапочки мыни сплыты! 3 сценка: 1ый) Шо це ты наробыла, а ну ну иды вытцыля, галасвита, шкода! 2ой) И ны пиду, я ны шкода. Ще ны зробыла, а вона лаиться. 4 сценка: 1ый) Цюкнув бы ты дробыну , Пэтро! 2ой) Щас зроблю, та и потом пиду сарай будувать. Деловые (ролевые) игры на уроках . Проигрывая ту или иную роль, учащийся воспринимает и чувствует себя героем, частицей истории, которая написана для него его предками. К примеру: тема урока в 5-ом классе: «Кочевые племена на территории Кубани в эпоху раннего железа» Предлагаю ребятам разделиться на кочевые «племена»: а) киммерийцев б)скифов в)сарматов г) меотов Каждое «племя»учащихся рассказывает о себе все, что узнали из учебника: когда появились на Кубани, чем занимались, какое оружие имели, какую одежду носили, какие народы завоевали и т.п. В ходе такого «знакомства» с кочевыми племенами ребята раскрепощаются, проявляют Удальцова Раиса Ивановна 10 большую активность на уроке и, что самое главное, 100% усваивают материала урока. Особо хочу остановиться на преподавание курса «история казачества». Этот курс ведется четвертый год в нашей школе в казачьем классе (9 «Б») и первый год – в 5х классах. За основу я взяла программу известного городского краеведа, бывшего редактора газеты «Тихорецкие вести» В.М. Сидорова. По модифицированной программе веду 1 час в неделю. Этот курс является дополнением к предмету «кубановедение», но здесь даются более углубленные знания о казачестве, и самое главное – есть темы, напрямую связанные с нашей малой родиной – с историей Тихорецка и возникновением и развитием близлежащих станиц нашего района. В этом году я начала работать по своей авторской программе на факультативном курсе «Традиционная культура казачества. Я взяла за основу книгу преподавателя краснодарского университета культуры и искусства В.И. Чурсиной «Народная культура славян Кубани» ( конец 18-начало 20 в). В этой книге очень богатый фольклорный материал: от семейных обычаев, календарных праздников и обрядов до традиционного казачьего этикета и народной педагогики.Книга рекомендована департаментом образования Краснодарского края для преподавания в казачьих школах и классах. Вышла в свет еще одна книга Чурсиной «Сценические формы фольклора», где предлагаются сценарии театрализованных представлений такие как свадьба, зимние святки, проводы в армию («Казацкому роду нема перевод») и другие. Эти книги представляют интерес, в первую очередь, потому что в них есть живой народный фольклор для театрализации и постановки на внеклассных мероприятиях и занятиях по изучению традиционной кубанской культуры. Опираясь на творческую работу, можно добиться Удальцова Раиса Ивановна 11 тесной связи теории и практики, что особенно важно для сохранения народных казачьих традиций. В последние годы проявляется интерес учащихся к поисково-исследовательской работе, ребята пытаются открыть доселе неизвестные факты из истории своего города и близлежащих станиц. Ученица 10 класса Назипова Рамиля провела большую исследовательскую работу по теме «Мой город мне дорог». Она работала с архивным и краеведческим материалом, встречалась и беседовала со старожилами нашего города и работниками печати, изучила много библиографического материала. В ее реферате собран уникальный материал из истории нашего города и его жителей. Не менее интересна работа Гончаровой Екатерины, представителя казачьей династии, которая написала очерк о своей семье в четырех поколениях «Казачьи корни» (о династии Гончаровых). Уникальный самобытный материал использовала в своей работе Ларина Анастасия. Тема ее работы «Кубанская свадьба»,. в, которой она исследовала и описала все обычаи и обряды ,связанные со свадьбой , подкрепив их богатым фольклорным материалом. Поисково-исследовательская работа будет продолжена и в дальнейшем в тесном сотрудничестве с музеями и библиотеками нашего города. Если говорить о результативности работы, можно констатировать стабильный рост на различных олимпиадах и конкурсах. Учащиеся нашей школы добились неплохих результатов: ^ 2005 год – 6 класс Байрыева Л., Мамедов Р. – 3 место 8 класс Пирожок О. – 1 место 2006 год – 9 класс Овдиенко Я. - 1 место 7 класс Байрыева Л. – 1 место Черкашин А. – 3 место Удальцова Раиса Ивановна 12 8 класс Гончаров К. – 1 место Никитин П. – 2 место 2007 год – 9 класс Гончаров К. – 1 место Никитин П. – 2 место 10 класс Овдиенко Я. – 1 место Назипова Р. – 2 место ^ 2005 год – 8 класс Пирожок О. – 1 место 2006 год – 9 класс Овдиенко Я.- 1 место 8 класс Никитин П.- 3 место Краевые олимпиады: 2007 год – 9 класс Овдиенко Я. – 1 место Третий слет православной молодежи Кубани – историко-патриотическое направление – 1 место 2008 год – 10 класс Овдиенко Я. – 4 место Ваш покорный слуга в 2005 заняла 2 место в городском конкурсе на лучший урок по кубановедению., который был посвящен кубанским традициям и обрядам. В 2006 году заняла 2 место в городском конкурсе «Краснодар – Екатеринодар: история и современность» за лучший урок гражданственности. В 2006 году принимала участие в городском фестивале «Панорама педагогических идей», опыт моей работы принят к распространению на городском уровне, используется в ОУ №4, 5, 7, 8, 34. В 2007 году принимала участие в городском конкурсе «Учитель года» (2 место в номинации «кубановедение»).В 2008 году приняла участие в городском конкурсе «Панорама педагогических идей», заняла 1 место. Опыт моей работы внесен в городской банк данных, как передовой. Удальцова Раиса Ивановна 13 К современному учителю предъявляются высокие требования: это и умение владеть компьютерной техникой,способность применить дифференцированный подход и знание педагогической психологии в воспитании и обучении подрастающего поколения, высокий профессионализм в своем деле. Учитель должен обладать способностью зажечь искру любви и творчества в ребенке. Ещё раз хочу подчеркнуть, что смысл своей работы я вижу в известном изречении: «Ребенок – это не сосуд, который нужно заполнить знаниями, а факел, который нужно зажечь. |
![]() | Заседания «Современные педагогические технологии как средство повышения учебной мотивации на уроках русского языка и литературы» | ![]() | Метод проектов как средство повышения мотивации учащихся в процессе обучения математике в школе |
![]() | Тема по самообразованию Современные образовательные технологии как средство повышения качества знаний учащихся по русскому языку | ![]() | План методической работы «Современные образовательные технологии как средство формирования ключевых компетентностей обучающихся в учебно-воспитательном процессе... |
![]() | Нищета Алевтина Евгеньевна Русский язык и литература Современные педагогические технологии как средство повышения эффективности процесса обучения на уроках русского языка и лит-ры | ![]() | Тема «Спортивный праздник как средство повышения мотивации к занятиям физической культурой среди учащихся 6-7 классов». Проблема Тема «Спортивный праздник как средство повышения мотивации к занятиям физической культурой среди учащихся 6-7 классов» |
![]() | Тема: «Поисково-исследовательская технология в кубановедении» Я считаю, что этому может способствовать применение поисково-исследовательской технологии на уроках и во внеурочное время при изучении... | ![]() | Тема: Состояние преподавания технологии в 5-8 классах Система работы учителей технологии: владение методикой преподавания предмета; используемые формы и методы работы с учащимися; внедрение... |
![]() | Анализ деятельности учителя за год «Интегрированное обучение английскому языку как средство повышения мотивации и качества знания учащихся». Данная проблема соответствует... | ![]() | Методическая тема «Современные образовательные технологии как фактор повышения качества знаний учащихся» |