Утверждаю Директор школы: М.Р.Камалов
Годовой план работы библиотеки МБОУ «Суксинская СОШ» на 2012-2013 учебный год
Тема работы библиотеки
Роль библиотеки в повышении конкурентоспособности системы образования
Задачи библиотеки
Обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования путем библиотечно-библиографического и информационного обслужива- ния учащихся и педагогов. Формирование у школьников навыков независимого библиотечного пользователя, информационной культуры и культуры чтения.
Совершенствование традиционных и освоение новых технологий.
Основные функции библиотеки
Общие сведения
Количество учащихся 63 из них читателей 63 Количество учителей 17 из них читателей 17 Другие работники и родители 17 Объем библиотечного фонда 3874 Книгообеспеченность 37 - Объем учебного фонда 1860 IV. Работа с библиотечным фондом
Изучение состава фонда и анализ его использования. Формирование фонда библиотеки традиционными и нетрадиционными носителями информации. Формирование общешкольного заказа на документы основного фонда (при наличии бланка-заказа). Комплектование фонда (в том числе периодикой) в соответствии с образовательной программой школы. Оформление подписки на периодику, контроль доставки. Прием, систематизация, техническая обработка и регистрация новых поступлений. Учет библиотечного фонда. Прием и оформление документов, полученных в дар, учет и обработка. Выявление и списание ветхих, морально устаревших и неиспользуемых документов по установленным правилам и нормам (в том числе оформление актов и изъятие карточек из каталогов). Выдача документов пользователям библиотеки. Расстановка документов в фонде в соответствии с ББК. Оформление фонда (наличие полочных, буквенных разделителей, индексов), эстетика оформления. Проверка правильности расстановки фонда. Обеспечение свободного доступа пользователей библиотеки к информации. Работа по сохранности фонда: организация фонда особо ценных изданий и проведение периодических проверок сохранности; систематический контроль за своевременным возвратом в библиотеку выданных изданий; обеспечение мер по возмещению ущерба, причиненного носителям информации в установленном порядке; организация работы по мелкому ремонту и переплету изданий с привлечением библиотечного актива; обеспечение требуемого режима систематизированного хранения и физической сохранности библиотечного фонда. Оформление накладных и их своевременная сдача в централизованную бухгалтерию. Инвентаризация. Обеспечение работы читального зала (при его наличии). Организация обслуживания по МБА (получение литературы во временное пользование из других библиотек). Работа по пропаганде библиотечно-библиографических знаний. Справочно-библиографическая работа Ведение справочно-библиографического аппарата (СБА) с учетом возрастных особенностей пользователей (каталоги, картотеки, рекомендательные списки, выделение справочно-информационных изданий). Ознакомление пользователей с минимумом библиотечно-библиографических знаний: знакомство с правилами пользования библиотекой, знакомство с расстановкой фонда, приемы работы с СБА, ознакомление со структурой и оформлением книги, овладение навыками работы со справочными изданиями и т.д. Проведение факультативных занятий и кружков по пропаганде библиотечно-библиографических знаний. Воспитательная работа
Формирование у школьников навыков независимого библиотечного пользователя: обучение пользованию носителями информации, поиску, отбору и критической оценке информации. Способствование формированию личности учащихся средствами культурного наследия, формами и методами индивидуальной и массовой работы: беседы, диспуты, литературные игры, читательские конференции, утренники, викторины, литературно-музыкальные композиции, библиотечные занятия и т.д. Популяризация лучших документов библиотечными формами работы, организация выставок и стендов и проведение культурно-массовой работы. Создание актива библиотеки и работа с ним. Работа с сельскими библиотеками. Информационная работа
Сопровождение учебно-воспитательного процесса информационным обеспечением педагогических работников: совместная работа по составлению заказа на учебно-методические документы; обзоры новых поступлений; подбор документов в помощь проведению предметных недель и других общешкольных и классных мероприятий; оформление в кабинетах книжных выставок на изучаемую тему по какому-либо предмету; помощь в подборе документов при работе над методической темой школы; помощь в подборе документов для подготовки педсоветов, заседаний методобъединений и т.д. Сопровождение учебно-воспитательного процесса информационным обслуживанием обучающихся: на абонементе; в читальном зале; по предварительному заказу через МБА; подбор литературы для написания рефератов, докладов и т.д.; помощь в подготовке к общешкольным и классным мероприятиям; проведение индивидуальных и групповых библиотечных занятий. - Информационное обслуживание родителей (или иных законных представителей) обучающихся: информирование о пользовании библиотекой их детьми; оформление выставок документов для родителей на актуальные темы; индивидуальная работа по подбору дополнительного материала для обучающихся начальной школы; выступление на родительских собраниях с информацией о новых поступлениях в фонд библиотеки.
VIII. Повышение квалификации
- Работа по самообразованию: освоение информации из профессиональных изданий, использование опыта лучших школьных библиотекарей, посещение семинаров, участие в конкурсах, присутствие на открытых мероприятиях, индивидуальные консультации. Регулярное повышение квалификации. Совершенствование традиционных и освоение новых библиотечных технологий. - Расширение ассортимента библиотечно-информационных услуг, повышение их качества на основе использования новых технологий: компьютеризация библиотеки, использование электронных носителей, создание видеотеки, аудиотеки, медиатеки и т.д.
^
- Формирование библиотечного фонда. Изучение состава фонда на электронных носителях Формирование заказа для текущего комплектования на документы на электронных носителях Ведение суммарного и индивидуального учета аудиовизуальных документов в электронном каталоге
- Справочно-библиографическая работа. Ведение и редактирование электронного каталога художественного и учебного фонда Формирование справочно-библиографического аппарата: пополнение, редактирование картотеки периодических изданий и тематических картотек Приведение библиотечно-библиографических знаний с учетом применения информационных технологий
- Работа с читателями Формирование библиографических и тематических справок, аннотированных списков Ознакомление педагогических работников, учащихся с мультимедиа ресурсами имеющимися в фонде библиотеки
- Взаимодействие с библиотеками муниципального образования Совместная работа с методистом по библиотечным фондам, библиотеками других школ по проведению совместных мероприятий с использованием информационных технологий
^
№ п/п | | Сроки | Ответственный | Примечание | 1. | Информировать учащихся, преподавателей о вновь поступившей литературе, учебниках | В течение года | библиотекарь | | 2. | Составить картотеку учебников | В течение года | библиотекарь | | 3. | Провести библиографические уроки по темам | | | | | I класс | | | | | 1.Знакомство с библиотекой | март | библиотекарь | | | 2.Правила пользования библиотекой | апрель | библиотекарь | | | II класс | | | | | 1.Структура книги | февраль | библиотекарь | | | 2.Газеты и журналы для детей | март | библиотекарь | | | ^ | | | | | 1.Как читать книги | октябрь | библиотекарь | | | 2.Выбор книги в библиотеке | декабрь | библиотекарь | | | IV класс | | | | | 1. Справочная литература | январь | библиотекарь | | | V класс | | | | | 1.Структура книги. Как читать книгу. | март | библиотекарь | | | VI класс | | | | | 1.Справочная литература. Словари. Энциклопедии. | октябрь | библиотекарь | | | 2. Структура библиотечных фондов | февраль | библиотекарь | | | ^ | | | | | Каталоги. Картотеки. Научно-популярная литература. | октябрь | библиотекарь | | | ^ | | | | | Периодические издания в библиотеке. Книги по искусству. | февраль | библиотекарь | | | IX класс | | | | | Справочно-библиографический аппарат библиотеки | декабрь | библиотекарь | |
^ № п\п | Работа с педагогами | Сроки | Ответственный | Примечание | 1 | Проводить тематические обзоры литературы на заседаниях | Регулярно | Библиотекарь | | 2 | Информировать преподавателей о новых поступлениях | В теч.года | Библиотекарь | | 3 | Информировать классных руко-водителей о новых поступлениях, оказывать помощь при проведении классных мероприятий | В теч.года | Библиотекарь | | 4 | Согласовать выбор учебников с администрацией | Август сентябрь | Библиотекарь | | 5 | Составление информационных списков о новинках литературы для учителей | По мере поступления | Библиотекарь | | ^ №п\п | | Сроки | Ответственный | 1 | Вести работу по сохранности фонда: проверка литературы, рейды по классам по проверке состояния учебников. | 1 раз в четверть | Библиотекарь, кл. руков., актив библиотеки | 2 | Вести работу с должниками: вывешивать списки в библиотеке, напоминать классным руководителям. | Регулярно | Библиотекарь, кл. руков. | 3 | Изъятие и списывание ветхой литературы, учебников. | В течение года | Библиотекарь, учителя, актив библиотеки | 4 | Прием и обработка вновь поступившей литературы | По мере поступления | библиотекарь | 5 | Ремонтировать по мере необходимости ветхую литературу. | По мере накопления | Библиотекарь, учащиеся | 6 | Книжный фонд содержать в порядке, регулярно расставлять художественную литературу | Регулярно | библиотекарь | 7 | Работа с бланком-заказом на школьные учебники на 2010-2011 уч. год | По мере поступления бланка-заказа | Библиотекарь, предметники | 8 | Выдача и прием учебников класс-комплектами
| Сентябрь, май | Библиотекарь, классные руководители | 9 | Получение учебников
| По мере поступления | Библиотекарь | 10 | Обработка новых учебников и их расстановка
| По мере поступления | Библиотекарь | 11 | Приобретать учебники за счет родительских средств, согласно списку рекомендуемых для реализации учебников | В течение года | родители | 12 | Обеспечение школы недостающими учебниками через обмен с другими школами | Сентябрь | библиотекарь | 13 | Собеседование с руководителями методических объединений об учебниках на следующий учебный год | Апрель | библиотекарь | 14 | Оформление ведомственной подписки | Октябрь, март | библиотекарь | 15 | Ведение Инвентарной книги и Книги суммарного учета
| В течение года | библиотекарь | 16 | Проведение санитарных дней
| 1 раз в месяц | библиотекарь | 17 | Ведение Тетради учета книг, принятых взамен утерянных
| В течение года | библиотекарь |
^
№ п.п | | Сроки | Ответственный | 1 | Перерегистрация старых читателей и запись новых. | Сентябрь, октябрь | библиотекарь | 2 | Пополнение постоянно действующих книжных выставок. | по мере поступления | библиотекарь | 3 | Оформление календарей знаменательных и памятных дат. | в течение года | библиотекарь | 4 | Подборка литературы | В течение года | библиотекарь | 5 | К педсоветам Ко Дню чтения Дням экологии Дням здоровья | | | 6 | Оформить книжные выставки, посвященные творчеству писателей-юбиляров, иллюстраторов, книг-юбиляров. | В течение года | библиотекарь | 7 | Провести литературные игры: | | библиотекарь | | - новые загадки про слова (1кл) - Герои имеют право - Образ женщины в литературе
| Апрель Февраль март | | 8 | Провести вечер-портрет писателей: Николая Носова Петра Павловича Ершова Ольги Берггольц |
Январь Март Май | библиотекарь | 9 | Принять участие в проведении Недели детской и юношеской книги
| март | Библиотекарь, классные руководители, учителя русского, татарского языка и литературы, педагог-организатор | 10 | Выступить с обзорами новинок литературы | по мере поступления литературы | библиотекарь | ^ № П.п | | Сроки | Ответственный
| 1 | Участие в работе методбъединения школьных библиотекарей.
| В течение года | Библиотекарь | 2 | Знакомство с новинками литературы
| Систематически | Библиотекарь | 3 | Просмотр периодики. | Систематически | Библиотекарь | 4 | Повышение квалификации на курсах в ИРО РТ | 2011 | Библиотекарь |
Библиотекарь: Г.Н.Сайфуллина |