ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ Дисциплина: КПВ (СОВРЕМЕННЫЕ ОСНОВЫ ПРОФОРИЕНТАЦИИ) Специальность «Дошкольная педагогика и психология» 4 курс
Тема: Научно-практические основы профориентологии Занятие №1 (2 часа) Цель: сформировать представления о существующих теоретических подходах в профориентологии, практике профориентации и ее методологии. Основные понятия: профориентология; ее цель и задачи; предмет профориентологии; профориентация; деятельность, профессия, ориентация; факты, закономерности и принципы профориентации; методология профориентации. Вопросы для обсуждения: Основные подходы в рассмотрении профориентологии. Взаимосвязь теории и практики профессиональной ориентации. Методология профориентологии. Литература: Гарбер Е.И., Козача В.В. Методика профессиографии. – Саратов, 1992. .Зеер Э.Ф. Психология профессий. – М., 2003. Зеер Э.Ф. Павлова А.М., Садовникова Н.О. Практикум по основам профориентологии. – Екатеринбург, 2004. Зеер Э.Ф. Профессионально-образовательное пространство личности. – Екатеринбург, 2002. Иванова Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. – М., 1987. Климов Е.А. Психология профессионала. – М., 1996. Кондаков И.М. Методологические основания зарубежных теорий профессионального развития /И.М. Кондаков, А.В. Сухарев //Вопросы психологии. – 1989. - № 5. Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности: Учеб. Пособие. – М., 1998. Теория и практика профориентации и профконсультирования / Под ред. В.В. Спасенникова. – Калуга, 1996. Фукуяма Сигэкадзу Теоретические основы профессиональной ориентации. – М.: МГУ, 1992.
Занятие №2 (2 часа) Цель: заложить представления о профориентационной деятельности как психолого-педагогической системе. ^ : система, характеристики системы, управление, управление профориетацией, принципы управления, функции и методы управления. Вопросы для обсуждения: Культурно-историческая обусловленность возникновения профориентации. Профориентация как элемент системы непрерывного образования. Управление системой профориентации: история, содержание и принципы. Литература: Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. – М., 2001. Профессиональная ориентация учащихся /А.Д. Сазонов, В.Д. Симоненко, В.С. Аванесов, Б.И. Бухалов. – М., 1988. Йовайша Л.А. Проблемы профессиональной ориентации школьников. – М.: Педагогика, 1983. Базаров Т.Ю. Управление персоналом развивающейся организации. – М., 1996. Гончаров В.В. Руководство для высшего управленческого персонала: В 2 т. / МНИИПУ. – М., 1997. – Т. 1, Т. 2. Исаенко А.Н. Новое в теории и практике управления персоналом // США-ЭПИ. – 1991. - № 3. Кондаков И.М. Методологические основания зарубежных теорий профессионального развития / И.М. Кондаков, А.В. Сухарев // Вопросы психологии. – 1989. - № 5. Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. – М., 1997. Чистякова С.Н. Профессиональная ориентация: организация и управление. – М., 1987. Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. – М., 1982. Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации: Учебно-практическое пособие. – М., 1997.
Тема: Профинформационная деятельность педагога-психолога в дошкольном образовательном учреждении Занятие №3 (2 часа) Цель: ознакомить с теоретическими основами профоинфомацинной деятельности педагога-психолога в дошкольном образовательном учреждении. ^ : цель профинформации, трудовое воспитание, задачи трудового воспитания, игра, средства и результаты игры. Вопросы для обсуждения: Содержание и особенности профинформационной деятельности педагога-психолога в ДОУ. Игра как средство профпросвещения детей дошкольного возраста. Трудовое воспитание дошкольников в рамках профинформационной деятельности педагога-психолога в детском саду. Литература: Детская психология / Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько и др. – Минск, 1987. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М., 2002. Люблинская А.А. Детская психология. – М., 1971. Психология совместного труда детей / Под ред. Я.Л. Коломинского. – Минск, 1987. Скаткин М.Н., Костмикин Э.Г. Трудовое воспитание и профинформация школьников. – М., 1984. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба. – М., 1991. Зворыгина Е. Педагогические условия формирования игры // Дошкольное воспитание. – 1988, № 6. – с. 6-10. Курдюмова В. Педагогические требования и возрастная адресованность игрушек // Дошкольное воспитание. – 1988, № 9. – с. 57-70. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 2000. Чиркова Т.И. Психологическая служба в детском саду. – М., 2000. Шаграева О.А. Детская практическая психология. – М., 2001.
Тема: Психолого-педагогические основы организации профессионального просвещения младших школьников Занятие №4 (2 часа) Цель: изучить особенности организации профпросвещения детей младшего школьного возраста. ^ : ранняя профориентация, профпросвещение, профвоспитание, предварительная профориентационная диагностика, формирование профессиональных представлений. Вопросы для обсуждения: Научно-педагогические основы ранней профориентации учащихся Специфика профориентационной работы в учебно-воспитательном процессе начальной школы Внеучебная деятельность как средство формирования профессиональных интересов младших школьников Литература: Гавриличева Г.Ф. Содержание и некоторые формы знакомства с профессией // Начальная школа. – 1984. - №10. - С.61-63. Глущенко А.Г. Трудовое воспитание младших школьников во внеклассной работе. – М.: Просвещение, 1985. Голованова М.В., Горецкий В.Г., Климанова Л.Ф. Родная речь. – М., 1995. Дендерина В.И. Совершенствование подготовки студентов к профориентационной работе в начальной школе // Дис. канд. пед. наук. – М., 1986. Калугин Н.И., Сазонов А.Д., Симоненко В.Д. Профессиональная ориентация школьников. – М.: Просвещение, 1983. Кирилюк Л. В. Формирование у младших школьников представлений о трудовой деятельности людей - начальный этап профориентации. // Дис канд. пед. наук. – М., 1974. Коротков В.М. Общая методика учебно-воспитательного процесса. – М.: Просвещение, 1983. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – Л., 1972. Петрова Т.Н. Труд по интересам //Школа и производство. – 1991. - №3. – С. 37.
Тема: Система профориентационной работы педагога-психолога в средней общеобразовательной школе Занятие №5 (4 часа) Цель: познакомить с системой профориентационной работы педагога-психолога в средней общеобразовательной школе. ^ направления профориентации, профессиональное самоопределение, информационное обеспечение профориентационной работы, профильное обучение, элективные курсы, профессиональные интересы. Вопросы для обсуждения: Основные направления профориентационной деятельности педагога-психолога в школе. Профессиональное самоопределение старшеклассников. Организация психолого-педагогической профориентационной поддержки школьников. Взаимодействие школы с семьей и общественными организациями в профориентационных целях. Литература: Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников. – М.: Просвещение, 1988. Зеер Э.Ф. Психология личностно-ориентированного профессионального образования. – Екатеринбург, 2000. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – М.: Академия, 2000. Мордовская А.В. Теория и практика жизненного и профессионального самоопределения старшеклассников. – М.: Академия, 2000. Орел В.Е. Психологические основы профконсультационной работы со школьниками. – Ярославль, 1990. Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). – М., 2005. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. – М.; Воронеж, 1996. Артюхова И. С. Проблема выбора профиля обучения в старшей школе // Педагогика. - 2004. - №2. Борисова Е.М., Лошнова Г.П. Индивидуальность и профессия. – М.: Знание, 1991. Дифференциация содержания образования в старшей школе как условие эффективной преемственности общего и профессионального образования // Профильная школа. – 2003. - № 5. Дубровина И.В. Рабочая книга школьного психолога. – М.: Просвещение, 1991. Йовайша Л.А. Проблемы профессиональной ориентации школьников. – М.: Педагогика, 1983. Кон И.С. Психология старшеклассника. – М., 1982. Лоос В.Г. Психологическая классификация профессий для целей профессиональной ориентации школьников // Вопросы психологии. – 1974. - № 5. Митина Т.К. Самоопределение учащихся в условиях предпрофильной подготовки и профильного обучения // Личностно ориентированная профильная школа. – 2005. - № 1. Психологическая поддержка профессионального самоопределения старшеклассников / Под ред. С.Н. Чистяковой, Н.Ф. Родичева. – М.: Новая школа, 2004.
Тема: Особенности профориентационной деятельности педагога-психолога в системе профессионального образования Занятие №6 - 7 (4 часа) Цель: раскрыть основные особенности профориентационной работы в системе профессионального образования. ^ профессиональное образование, организационно-функциональная подсистема, логико-содержательная подсистема, личностная подсистема, управленческая подсистема, начальное профессиональное образование, среднее профессиональное образование, высшее профессиональное образование, стадии профессионального становления: оптации, адаптации, профессионализации, мастерства; этапы профессионального обучения: адаптации, интенсификации, идентификации. ^ Сущность и структура профориентационной деятельности педагога-психолога в системе профессионального образования. Профориентационная работа в учреждениях среднего профессионального образования. Организация и проведение профориентационной работы в высшей школе. Литература: Бубнова С.С. Психологические аспекты профессиональной консультации // Психологический журнал. – 1990. - № 1. – с. 9-13. Профессиональная ориентация учащихся / А.Д. Сазонов, В.Д. Симоненко, В.С. Аванесов, Б.И. Бухалов; Под ред. А.Д. Сазонова. – М., 1988. Сарсенбаева Б.И. Психологическая подготовка будущих учителей к профессиональной деятельности // Педагогика. – 2005. - № 2. – с. 47-50. Личностно-деятельностный подход в подготовке учащихся к руководству сюжетно-ролевыми играми // Дошкольное воспитание. – 1995. - № 12. – с. 46-49. Рогинский В.М. Азбука педагогического труда. – М.: Высшая школа, 1990.
Тема: Помощь педагога-психолога в адаптации молодого специалиста к профессиональной деятельности Занятие №8 (2 часа) Цель: изучить особенности оказываемой помощи педагогом-психологом при возникновении затруднений в адаптации молодого специалиста к профессиональной деятельности. ^ молодой специалист, адаптация, первичная адаптация, вторичная адаптация, психофизиологическая адаптация, социально-психологическая адаптация, профессиональная адаптация, организационная адаптация. ^ Трудности, возникающие в процессе адаптации молодого специалиста. Особенности работы педагога-психолога с молодым специалистом в процессе его адаптации к профессиональной деятельности. Специфика адаптации будущего педагога-психолога к профессиональной деятельности. Литература: Климов Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. – Обнинск, 1993. Иванова Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. – М., 1987. Климов Е.А. Психология профессионала. – М.; Воронеж, 1996. Общение и оптимизация совместной деятельности / Под ред. Г.М. Андреевой, Я. Яноушека. – М., 1987. Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера молодежи // Методика для преподавателя и профконсультанта. – М., 1993. Березин М.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. – Л., 1988. Крау Э. Начальная профессиональная адаптация и пути ее определения // Вопросы психологии. – 1972. - № 1. Кузнецов П.С. Адаптация как функция развития личности. – Саратов, 1991. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. – М., 1960.
Тема: Специфика профориентационной работы с различными категориями населения Занятие №9 – 10 (4 часа) Цель: создать целостное представление о сущности профессионально-ориентированной работы с различными категориями населения. ^ : служба занятости, безработный, стадии переживания при потере работы, социально-адаптационная программа, намерение обучаться, готовность к обучению, ситуативное снижение умения учиться, отсутствие умения учиться, целостная готовность к обучению, реальная готовность к обучению. Вопросы для обсуждения: Система профориентации в службе занятости. Профориентация и психологическая поддержка различных слоев населения. Особенности профориентационного консультирования по «Телефону Доверия». Литература: Волов В. Т. Дистанционное образование как основная технология высшего образования в пенитенциарных учреждениях // Открытое образование. - 2001. - № 6. Гарсия-Йсер М., Бабушкина Т. Трудоустройство инвалидов: Региональные программы квотирования рабочих мест // Человек и труд. -2000. - № 6. Евсеева А. О судьбе инвалида // Alma Mater.- 2000. - № 12. Закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы». - М., 2000. Клуб ищущих работу: организация и деятельность. – М., 1993. Корвякова Л. П. Действенная помощь инвалидам // Открытая школа. - 2000. - № 4. Саркисян Л.А. Проблемы высшего образования инвалидов // Высшее образование в России. - 1992. - № 1. Сломчинский А. Г. Школа при ИТУ: Кризис или тупик? // Вечерняя средняя школа. - 1993. - № 1. Содержание и организация профессиональной ориентации незанятого населения: Научно-методическое пособие. – М., 1996. Теория и практика профориентации и профконсультирования / Под ред. В.В. Спасенникова. – Калуга, 1996. – Вып. 1,2. Федотов М.Щ. Социальные возможности кадровых военнослужащих запаса и проблемы их реализации // Социальная адаптация: Информационный бюллетень. – 2000 - № 2. Цыганов И.Ц. Становление рынка профессионально-квалификационных услуг в условиях переходной экономики // Новые знания. - 1998. -№ 3. Чемоданова. Л. О профессиональной ориентации студентов-инвалидов // Человек и труд. - 1999. - № 3.
|