Пояснительная записка целями изучения предмета «Русский язык» icon

Пояснительная записка целями изучения предмета «Русский язык»



НазваниеПояснительная записка целями изучения предмета «Русский язык»
страница1/3
Дата18.06.2014
Размер0.75 Mb.
ТипПрограмма
  1   2   3

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:

  • ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и ло­гического мышления учащихся;

  • формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие уст­ной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей куль­туры человека.

Задачи:

  • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

  • формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, ор­фоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

  • формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.



Программа разработана на основе авторской программы по русскому языку авторского коллектива: Канакина В.П., Горецкий В.Г., Дементьева М.Н., Стефаненко Н.А., Бойкина М.В. - М.: Просвещение,2011г.


^ Общая характеристика курса

Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:

- формирование первоначальных представлений о единстве и много­образии языкового и культурного пространства России, о языке как ос­нове национального самосознания;

- развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;

- развитие коммуникативных умений;

- развитие нравственных и эстетических чувств;

- развитие способностей к творческой деятельности.

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обе­спечит достижение основных целей изучения предмета:

  • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

  • формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, ор­фоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

  • формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:

• система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);

• орфография и пунктуация;

• развитие речи.

Программа направлена на формирование у младших школьников пред­ставлений о языке как явлении национальной культуры и основном сред­стве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнацио­нального общения.

Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования универсальных учебных действий. Сформированность умений различать части речи и значимые части слова, обнаруживать орфограмму, различать её тип, соотносить орфограмму с определённым правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографиче­ский самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма,

Содержание программы является основой для овладения учащимися приёмами активного анализа и синтеза (применительно к изучаемым единицам языка и речи), сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что, несомненно, способствует умственному и речевому развитию. На этой основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленного отношения к употреблению В речи основных единиц языка.


^ Место курса «Русский язык» в учебном плане


На изучение русского языка в начальной школе выделяется 675 ч.

В 1 классе —165 ч (5 ч в неделю, 33 учебные недели): из них 115 ч ( 23 учебные недели) отводится урокам обучения письму в период обучения грамоте и 50 ч (10 учебных недель) — урокам русского языка.

Во 2—4 классах на уроки русского языка отводится по 170 ч (5 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).

^ Результаты изучения курса

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.


^ Личностные результаты

1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принад­лежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации.

2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменя­ющемся и развивающемся мире.

5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мо­тивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои по­ступки, в том числе в информационной деятельности, на основе пред­ставлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отно­шению к материальным и духовным ценностям.


Метапредметные результаты

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учеб­ной деятельности, поиска средств её осуществления.

2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

3. Использование знаково-символических средств представления информации.

4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить рече­вое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, от­несения к известным понятиям.

8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать воз­можность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оцен­ки событий.

9. Определение общей цели и путей её достижения; умение догова­риваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с со­держанием учебного предмета «Русский язык».

12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятия­ми, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

13. Умение работать в материальной и информационной среде на­чального общего образования (в том числе с учебными моделями) в со­ответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».


Предметные результаты

1. Формирование первоначальных представлений о единстве и много­образии языкового и культурного пространства России, о языке как ос­нове национального самосознания.

2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явле­ние национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Россий­ской Федерации, языка межнационального общения.

3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской по­зиции человека.

4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.

5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.

6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлении собственного уровня культуры, применение орфографических правил и при вил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.

7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единице языка, их признаках и особенностях употребления в речи;

9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.


^ Таблица тематического распределения часов


^ РАЗДЕЛЫ, ТЕМЫ

Количество часов

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

по

авторской

по

авторской

по

рабочей


по

авторской

по

рабочей


по

авторской

по

рабочей


по

авторской

^ Обучение грамоте

115

115



















1. Добукварный период

17

17



















^ Пропись – первая учебная тетрадь




7



















^ Письмо элементов букв




3



















^ Письмо гласных букв




7



















2. Букварный период

67

67



















^ Письмо согласных н, с, к, т, л




10



















^ Письмо согласных в, п, м, з и гласной е




10



















^ Письмо согласных б, д и гласной я




10



















^ Письмо согласных г, ч, ш и буквы ь




10



















^ Письмо согласных ж, й, х и гласной ё




10



















^ Письмо согласной ц и гласных ю, э




10



















^ Письмо согласных щ, ф и букв ъ, ь




7



















3. Послебукварный период

31

31



















^ Письмо слов и предложений с изученными буквами




10



















^ Закрепление написания слов с шипящими и буквой «Й»




5



















^ Закрепление написание слов с шипящими и буквой «Я»




6



















^ Закрепление написания слов с гласными и-ы, а-я, е-ё-о, у-ю.




8



















^ Повторение и систематизация изученного материала




2



















^ Систематический курс

50

50

170

170

170

170

170

170

Наша речь

2

2

3

3













Язык и речь













2

2







Текст, предложение, диалог

3

3



















Текст. Предложение. Словосочетание













14

14







Текст







4

4

2

2







Предложение







12

12







9

9

Предложение







3

3

1

1







^ Члены предложения







9

9













^ Предложения по цели высказывания и по интонации













3

3







^ Предложения с обращением













1

1







^ Состав предложения













3

3







^ Простое и сложное предложения













2

2

4

4

Словосочетание













2

2







^ Однородные членв предложения



















5

5

Слова, слова, слова …

4

4

18

18













^ Слово и его значение







4

4













^ Синонимы и антонимы







4

4













^ Однокоренные слова







4

4













^ Слог. Ударение. Перенос слова







6

6













Слово и слог. Ударение

6

6



















Слово в языке и речи













19

19

21

21

Лексическое значение слова













2

2

4

4

Омонимы













1

1







^ Слово в словосочетании













1

1







Фразеологизмы













2

2







^ Однокоренные слова













1

1







^ Слово и слог. Звуки и буквы













7

7







^ Части речи













5

5







Обобщение и углубление представлений













3

3







Имя числительное (общее представление)













2

2







Состав слова













16

16

10

10

^ Корень слова













3

3







^ Форма слова. Окончание













3

3







Приставка













3

3







Суффикс













3

3







^ Основа слова













1

1







^ Обобщение знаний о составе слова













3

3







Значимые части слова



















4

4

Правописание частей слова













29

29







^ Обобщение представления о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова













1

1







^ Правописание слов с безударной гласной в корне













4

4







^ Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слова и перед согласным в корне













5

5







^ Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне













5

5







^ Правописание слов с удвоенными согласными













2

2







^ Правописание суффиксов и приставок













4

4







^ Правописание приставок и предлогов













3

3







^ Правописание слов с разделительным твердым знаком













5

5







Правописание гласных и согласных в значимых частях слова



















4

4

Звуки и буквы

34

34

59

59













^ Звуки и буквы

2

2

1

1













^ Русский алфавит, или Азбука

2

2

3

3













^ Гласные звуки

3

3

2

2












  1   2   3

Похожие:

Пояснительная записка целями изучения предмета «Русский язык» iconПояснительная записка. Общая характеристика учебного предмета
Умк «Перспективная начальная школа» Агаркова Н. Г., Агарковой Ю. А. «Русский язык» (письмо) утверждённой мо РФ (М., 2007), Чураковой...
Пояснительная записка целями изучения предмета «Русский язык» iconПояснительная записка. 1 Рабочая программа учебного предмета «Русский язык»
«Русский язык», разработанной авторами В. П. Канакиной, В. Г. Горецким. Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации,...
Пояснительная записка целями изучения предмета «Русский язык» iconI. Пояснительная записка
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами...
Пояснительная записка целями изучения предмета «Русский язык» iconI. Пояснительная записка
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами...
Пояснительная записка целями изучения предмета «Русский язык» iconI. Пояснительная записка
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами...
Пояснительная записка целями изучения предмета «Русский язык» iconТематическое планирование по русскому языку Раздел I. Пояснительная записка. Статус документа
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами...
Пояснительная записка целями изучения предмета «Русский язык» iconРусский язык Пояснительная записка
РФ: Начальное общее образование, авторских программ В. Г. Горецкого, В. А кирюшкина, А. Ф. Шанько «Обучение грамоте» и Л. М. Зелениной,...
Пояснительная записка целями изучения предмета «Русский язык» iconРусский язык 1 – 4 классы общеобразовательных учебных заведений с украинским языком обучения русский язык в школах с украинским языком обучения Пояснительная записка
Русский язык как предмет инвариантной части учебного плана представлен в школах (классах) с украинским языком обучения с изучением...
Пояснительная записка целями изучения предмета «Русский язык» iconРусский язык Раздел Пояснительная записка
Министерства образования рф: Начальное общее образование, авторских программ В. Г. Горецкого, В. А кирюшкина, А. Ф. Шанько «Обучение...
Пояснительная записка целями изучения предмета «Русский язык» iconПояснительная записка Данное тематическое планирование составлено на основе Примерной программы основного общего образования по русскому языку, а также на основе поурочного планирования к учебному комплексу В. В. Бабайцевой «Русский язык. Теория»
В. В. Бабайцевой «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика», «Русская речь». Новая программа к умк под ред. Бабайцевой, которая...
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©tvov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты