Анализ методической работы моу «Средняя общеобразовательная школа №16» г. Губкина Белгородской области за 2006 2007 учебный год icon

Анализ методической работы моу «Средняя общеобразовательная школа №16» г. Губкина Белгородской области за 2006 2007 учебный год



НазваниеАнализ методической работы моу «Средняя общеобразовательная школа №16» г. Губкина Белгородской области за 2006 2007 учебный год
Дата12.05.2014
Размер0.59 Mb.
ТипПлан работы

Анализ методической работы

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №16» г. Губкина Белгородской области за 2006 – 2007 учебный год .


Основными задачами методической работы школы в 2006-2007 учебном году были следующие:

1.Организация работы педагогического коллектива над методической темой «Совершенствование работы педколлектива по созданию условий для самоопределения и самореализации учащихся путём усиления их подготовки к дальнейшему послешкольному образованию и развитию»;

2.Совершенствование педагогического мастерства учителей в организации ра­боты с разноуровневым контингентом детей с целью подготовки учащихся к профессиональному самоопределению через разработку индивидуальных программ работы с одарёнными детьми, разработку программ реализации экпериментов, формирование научных обществ учащихся;

3. Систематическое отслеживание работы по накоплению и обобщению актуального педагогического опыта (план, этапы сбора материала, оформление и внедрение) через систему научно – практических семинаров, школ передового опыта, предметных недель, взаимопосещения уроков и оформления методических бюллетеней, конкурсов педагогического мастерства, участия в педагогических чтениях и конференциях;

4. Совершенствование содержания образования через внедрение в практику работы школы профильного обучения на 3 ступени, организации углубленного изучения отдельных предметов;

5. Повышение качества образования обучающихся.

Программа методической работы нашей школы определялась нормативно-организационной основой, стратегией совершенствования образовательного процесса в соответствии с развитием системы образования города и страны.

План работы методической службы школы был интегрирован в план работы образовательного учреждения. Каждый ответственный за определённый блок имел индивидуальные планы работы по направлениям.

Основные направления работы:

-аналитическая информация о состоянии работы в отчётный период и характеристика проблем и противоречий, нуждающихся в разрешении;

-организационно - педагогические мероприятия, обеспечивающие создание различных методических структур, советов, разработку механизмов реализации целей и задач;

-повышение квалификации работников образования и работа в до и после курсовой период;

- учебно- методическая работа;

- научно – методическая, инновационная и опытно- экспериментальная работа;

- информационно- методическое обслуживание учителей;

- работа по выявлению и обобщению педагогического опыта;

- развитие педагогического творчества;

- диагностика педагогического профессионализма и качества образования;

- развитие учебно- методической и материально – технической базы.

Система научно – методической работы школы включает в себя различные формы работы, формы организации взаимодействия педагогического коллектива со специальными службами: психолого –педагогические семинары, методические недели, предметные недели, обобщение передового опыта, курсы повышения квалификации, самообразование, развитие аналитико –диагностических умений учителя, проектная деятельность, участие в конкурсах, семинарах, конференциях, аттестации.

В начале учебного года педагогическим коллективом были выбраны следующие целевые направления:

- формирование духовно-нравственной личности, обладающей навыками нравственного поведения;

- развитие у обучающихся высокого уровня мировоззренческих убеждений, позволяющих им ориентироваться и адаптироваться в сложном мире социальных отношений;

- развитие научно- исследовательских навыков и творческих способностей одарённых детей;

- развитие системы защиты здоровья обучающихся;

-расширение сети профильного и предпрофильного образования;

- укрепление кадрового потенциала школы, совершенствование системы повышения квалификации педагогов, реализация плана обучения педагогов современным информационным технологиям, освоение современных компьютерных программ;

- развитие содержания образования, методов обучения и качества образования путём интеграции основного и дополнительного образований;

- развитие положительной динамики качества знаний выпускников по предметам, выносимым на итоговую аттестацию (русский язык, литература, математика);

- создание нормативно- правовой базы для начала экспериментов «Профориентация в школе как средство управления профессиональным самоопределением школьников», «Организация профильного обучения учащихся»;

-развитие материально- технической базы школы, пополнение библиотечного фонда справочной, методической литературой, изданиями по инновационным процессам.


Для реализации поставленных задач в школе на начало года имелась необходимая нормативно-правовая база, соответствующие локальные акты и положения.

В целях наиболее полной реализации задач на 2006 – 2007 учебный год приказом директора утверждена модель методической структуры. В этой структуре сохранена ведущая роль педагогического совета, вторым рабочим органом является методический совет, который руководит работой социально – психологической службы школы, а также работой предметных методических объединений и творческих групп: методического объединения учителей, преподающих предметы физико – математического цикла, методического объединения учителей иностранного языка, методического объединения учителей начальных классов, методического объединения учителей технологии, методического объединения учителей русского языка и литературы, методического объединения воспитательной работы, методического объединения учителей, преподающих предметы естественно – научного цикла, методического объединения учителей православной культуры, творческой группы «Теоретико - методологические основы организации личностно –ориентированного образования в современной школе». Данные объединения учителей – предметников и творческие группы наиболее полно соответствуют образовательным и воспитательным задачам школы.

В целях обеспечения выбора направлений методической работы внутри методических объединений было осуществлено прогнозирование потребностей педагогов в методическом обеспечении образовательного процесса. На основе диагностики составлен план работы методической службы, уточнён план повышения квалификации учителей, перспективный план аттестации работников школы, подбор тем по самообразованию педагогов.

Результаты самодиагностирования учителей показали, что затруднения преподаватели испытывают по следующим вопросам:

1.Системный подход при постановке целей урока.

2.Коллективные средства обучения.

3.Деловая игра на уроках и во внеурочной работе.

4. Личностная направленность организации учебной и внеучебной деятельности.

С учетом выявленных проблем планировалась тематика заседаний творческих групп, теоретического семинара.

Для реализации задач, поставленных перед школой на 2006-2007 учебный год, координации работы методических объединений был создан методический совет школы, куда вошли представители администрации и наиболее опытные учителя (руководители МО и творческих групп).

В соответствии с планом работы в 2005-2006 учебном году состоялось 4 тематических заседания методического совета.

Тематика вопросов, рассматриваемых на заседаниях методического совета, отражает следующие направления работы:

^ Аналитическая деятельность

- Об использовании педагогических технологий и инноваций учителями, аттестующимися на первую и высшую квалификационную категорию (из опыта работы);

- Об итогах проведения предметных недель, состояние работы с одарёнными детьми;

- Итоги обучения и воспитания учащихся школы, сориентированные на формирование личности учащихся и подготовку их к продолжению образования;

-Теоретические и методологические основы изучения и распространения передового педагогического опыта. Итоги обобщения передового педагогического опыта учителей и воспитателей ГПД.

^ Планово-прогностическая деятельность

-Утверждение графика курсовой переподготовки, аттестации педагогических кадров;

-О подготовке к участию педагогов школы в школьных и городских педагогических чтениях;

^ Организационно-координационная деятельность

-Утверждение тематического планирования и программ элективных курсов;

- Рассмотрение учебно-методических комплексов, рекомендованных на 2007-2008 учебный год;

- Распространение передового педагогического опыта при подготовке и проведении методической недели;

- О подготовке к итоговой аттестации учащихся (алгоритм работы педколлектива, утверждение экзаменационного материала).

^ Диагностическая деятельность

Диагностика учебных достижений обучающихся.

В целом, работа методического совета осуществлялась в со­ответствии с основными направлениями развития школы.


Реализации проблемной темы школы были посвящены педсоветы по проблемам:

1. «Особенности работы по новому базисному плану» (№1 от 28. 09. 06);

2. «Психологические основы обеспечения преемственности в обучении на 3 ступени» (№2 от 13.11.06);

3. «Роль дополнительного образования в самоопределении школьников. Отчёт классных руководителей о проделанной работе в рамках эксперимента по профориентации учащихся» (№3 от 11.12.06);

5. «Сотворчество учителей, учащихся и родителей, как необходимое условие самоорганизации личности» (№4 от 22.01.07);

6. «Развитие исследовательских умений учащихся средствами проектной технологии» (№5 от 26.03.07);

7. «Об эффективности профильного обучения» (№ 6 от 24.04.07);

8. «О результатах экспериментальной работы в 2006 – 2007 учебном году» (№8 от 31.05.07).

В подготовке педагогических советов участвовали все методические объединения, выбиравшие из своего состава преподавателей в инициативные группы, получившие необходимые рекомендации и список литературы от руководителя, ответственного за подготовку и проведение данного педсовета. Формы проведения педагогических советов были разнообразны. Наряду с традиционными, использовались такие активные формы как деловая игра, работа в творческих микрогруппах. Эффективность работы в этом случае была достаточно высокой (по результатам опроса участников педагогического совета).

Контроль за выполнением решений педагогического совета возлагался на администрацию школы и председателей методических объединений, руководителей творческих групп. Результаты контроля обсуждались на административных совещаниях. Выполнение принятых решений позитивно отразилось на качестве преподавания и результативности обученности учащихся.

Педагогический совет является органом самоуправления коллектива педагогов, на котором педагоги сочетают в себе функции объекта и субъекта административного внутришкольного управления в соответствии с закрепленными за каждым из них должностными полномочиями и обязанностями. Тематика проведения педагогических советов была актуальной и востребованной.

Рост педагогического мастерства осуществлялся также в этом учебном году не только через заседания педагогического совета но и через заседания методических объединений, творческих групп, теоретические семинары, методические недели.

На теоретическом семинаре, проведенном 6 апреля 2007 года директором школы Гавриловой Р.П. был рассмотрен вопрос «Проектная деятельность обучающихся», который способствовал расширению методических приёмов, используемых педагогами в организации активной учебной деятельности и как средство повышения качества образования. Данный семинар актуален ещё и потому, так как одной из форм оценки учебных достижений обучающихся при изучении элективных курсов, а также учебных предметов в рамках предпрофильной подготовки и профильного обучения является именно проектная деятельность. Активная форма проведения семинара способствовала его результативности.

В завершении семинара была проведена деловая игра в творческих группах- подготовка проекта. С использованием раздаточного материала учителя имели возможность повторить теоретические сведения по изучаемому вопросу, затем по опорному конспекту сформулировать гипотезу, составить план работы над проектом. Затем представители каждой группы выступили с сообщением об особенностях постановки целей предложенной им работы.

Содержательными были выступления Усачёвой О.А., Батуриной Е.А.


Повышению педагогического мастерства способствовала и методическая неделя, проведённая с 13 по 21 апреля по теме «Личностно-ориентированное обучение в условиях обновления содержания образования».

Открыл неделю научно –практический семинар «Теоретико - методологические основы организации личностно –ориентированного образования в современной школе», на котором заместитель директора по УВР Рожнова Г.А. провела анкетирование педагогов, выявив ориентацию на различные модели взаимодействия педагогов с обучающимися. В результате анкетирования выявлено, что из 23 участников анкетирования 12 педагогов (52%) ориентированы только на дисциплинарную модель взаимодействия с учащимися; 7 (30 %) – умеренно на дисциплинарную модель; 4 (17%) педагогов, т.е. меньшинство – ориентированы на личностную модель взаимодействия.

Затем Рожнова Г.А. охарактеризовала методологические основы личностно –ориентированного обучения, его важность в современном образовании, познакомила с методическими приёмами личностно – ориентированных ситуаций на различных типах уроков и их дидактическими задачами.

С технологией конструирования личностно- ориентированного урока и методикой его самоанализа познакомила слушателей семинара зам. директора по УВР Курчина Е.В.

С особенностями личностно – ориентированных ситуаций на уроках гуманитарного, естественно-математического и эстетического циклов, на уроках начальной школы познакомили учителя – предметники Зеньковская Р.Б., Мокроусова Н.А., Богомолова Н.И. Наиболее ценными с методической точки зрения были выступления Зеньковской Р.Б. и Богомоловой Н.И., так как содержали практические советы, методы, выработанные в практике самими педагогами.

В 2006-2007 учебном году в условиях перехода старшей школы на профильное обучение была создана данная творческая группа, проблемная тема которой «Совершенствование содержания образования в рамках профильной подготовки старшеклассников с целью их профессионального самоопределения для продолжения послешкольного образования выпускников».

Работа творческой группы включала в себя разнообразные формы и методы, направленные на совершенствование технологий профессионального самоопределения с целью всестороннего развития личности учащихся, их способностей. Одним из центральных направлений деятельности педагогов была организация обмена опытом методической работы.

Работа над указанными проблемами является ведущей частью реализации образовательной программы школы, проблемной темой которой является совершенствование работы педколлектива по созданию условий для самоопределения и самореализации учащихся путем их подготовки к дальнейшему послешкольному образованию и развитию.

     Показателями успешности работы в 2006-2007 учебном году является успешное решение задач, поставленных перед творческой группой в области образования и развития личности учащихся и внедрения новых моделей организации учебных занятий, а именно:

  1. Создание условий для совершенствования содержания образования членов творческой группы, их самореализации в условиях профильной подготовки учащихся.

  2. Поиск, изучение и внедрение новых технологий управления учебно-воспитательным процессом.

  3. Разработка новых моделей организации учебных занятий, направленных на подготовку старшеклассников к профессиональному самоопределению.

В состав творческой группы вошли педагоги, преподающие профильные предметы в классе, зам. директора по ВР и педагог психолог. Кроме названных людей к работе были привлечены учителя-предметники, работающие в данном классе.

За данный учебный год были проведены 4 заседания на которых рассматривались следующие вопросы:

  1. Определение задач и утверждение плана работы ТГ на 2006-2007 учебный год.

  2. Адаптация календарно-тематических планов, поурочных планов к процессу преподавания в профильных классах.

  3. Развитие предметного содержания учебных дисциплин.

  4. Внедрение новых технологий управления учебно-воспитательным процессом.

  5. Обучение школьников навыкам исследовательской деятельности.

  6. Различные методики анкетирования учащихся, обеспечивающих подготовку старшеклассников к профессиональному самоопределению. Диагностика общих способностей, профессиональных предпочтений и возможностей детей.

  7. Психодиагностика в профориентации и кадровом отборе.

  8. Об эффективности профильного обучения.

Поиск профессионального пути – дело сложное и важное. Рекомендации по выбору профессии и научно аргументированная расстановка кадровых ресурсов представляют собой весьма серьезную проблему, которая должна решаться на уровне самых современных технологий с опорой на адекватный концептуальный подход. Осознанный выбор профессии во многом зависит от умения человека замечать свои индивидуальные особенности и от его самооценки. Для определения типа характера существует множество методик. В процессе работы учащимся была предложена экспресс-методика в которой предлагалось поставить + в одной из колонок и рассчитать где их больше. Большее число + и определяет тип характера. Кроме того, учащимся были предложены еще два простых экспресс – теста по цифрам и линиям, полученным при соединении линий своей руки. Причем практика показывает, что на 90% эти три теста дают одну и ту же характеристику данной личности, в особенности это касается так называемых «выраженных лидеров». В 11 классе производилось «Изучение профессиональных намерений», которое показало, что в основном учащиеся определись со своим дальнейшим выбором.

Психологические методы изучения тех личностных свойств, которым придается значение при профотборе и расстановке кадров, носят разнообразный характер. В основном задействованные в этой области специалисты придерживаются упрощенной стратегии. Она заключается в том, что с помощью не всегда удачных опросников пытаются выявить преобладающие характеристики, которые позволили бы судить о наличии или отсутствии тех или иных способностей и личностных качеств. Среди них чаще всего наблюдается набор таких свойств, которые ни по весомости, ни категориально не являются сравнимыми, тем более – равно значимыми. Это лишь в небольшой степени - эмоционально-динамические характеристики, но более всего – морально-нравственные качества, социальные аспекты поведения, профессиональная направленность интересов. При этом пункты опросников нередко грешат громоздкостью и сложностью конструкта. Текстуально вопросы носят такой характер, что они неизбежно фильтруются сознанием обследуемого лица, вольно или невольно вызывают естественную эгозащитную реакцию и провоцируют декларативно-установочные ответы, закрытость, не откровенность или стремление показать себя в лучшем свете. Можно ли всерьез опираться на полученные при таком обследовании данные? Методики данного типа, по сути представляют собой упорядоченное интервью и не позволяют заглянуть вглубь личности, выявляя в основном лишь социальное лицо человека, тот образ, который отражает его стремление соответствовать общепринятой модели социально желательной личности или тем требованиям, которые, как он считает, к его личности предъявляет работодатель.

Для более объективного и глубокого изучения личностных свойств человека эффективно применение психологических методик в виде продуманной батареи тестов. Во-первых, она должна быть теоретически обоснованной, т.е. базирующейся на определенном концептуальном подходе, определяющим понимание самого объекта исследования – личности.

Во-вторых, помимо вербальных тестов в виде опросников, определенную пользу которых нельзя отрицать, следует использовать невербальные, глубинные методы, позволяющие избежать защитных и установочных реакций, а также дающих широкие возможности для изучения эмоциональной сферы, мотивационных аспектов, познавательных функций и индивидуального стиля общения обследуемых лиц.

Большая работа по профессиональной подготовке легла на плечи классного руководителя профильного класса Зеньковскую Р.Б., которая тщательно составляла план работы, с тем, чтобы он соответствовал атмосфере творческого поиска, был научным по своей сути и находил подход к любой ученической деятельности.

По окончании учебного года с этими учащимися было проведено анкетирование «удовлетворенности выбранного профиля». В результате анкетирования были выявлены следующие результаты:

70% учащихся отмечают, что их успеваемость либо осталась на прежнем хорошем уровне (без «троек»), либо стала лучше (исчезли «тройки»).

80% учащихся считают, что есть возможность участия в творческих делах класса, что положительно сказалось на их портфолио; остальные просто не нашли дела по душе.

66% учащихся отмечают, что в классе отсутствуют агрессия со стороны учителей и учащихся, что учителя внимательны к их проблемам, а товарищи по классу всегда придут на помощь.

14% учащихся считают, что класс - обычный, ничего особенного для себя они в нем не нашли.

20% учащихся считают, что им мешает низкая подготовка предыдущих лет, и им трудно оказаться на высоте.

95% класса считают, что в любом случае им полезным будет расширенное изучение физики, черчения и технологии и это окажет влияние на выбор будущей профессии.

76% учащихся предложили бы уменьшить 37-часовую недельную нагрузку и вести определенный учет объема домашних заданий.

Таким образом в профильном классе можно создать творческую среду обитания для каждого учащегося, что и удалось классному руководителю, где ребенок непременно займет свою нишу, развивая творческий потенциал.

К наиболее востребованным услугам методической службы относятся индивидуальные и коллективные формы работы, которые оптимально должны сочетаться: консультации и тренинги по перспективным технологиям обучения и развития учащихся, социологические и психолого – педагогические исследования, экспертизы инноваций, разработка соответствующего диагностического инструментария, предоставление тестовых пакетов и методик тестировании, проектирование программ развития, консультирование по юридическим вопросам, формирование информационных баз данных по запросам учреждения или педагогов, изучение образовательных запросов и обеспечение разнообразия образовательных услуг, информирование об изменениях в нормативно – правовой базе, программном обеспечении, консультирование по вопросам самообразования и обобщения опыта.


Применение информационных технологий в образовательном процессе школы выросло. Два компьютера подключены к сети Интернет, учителя в своей работе используют данные ресурсы. В кабинете информатики обновлён ряд компьютеров, к ним подключена локальная сеть, позволяющая планировать и проводить уроки с использованием информации и материалов всемирной сети. В учительском сообществе интер гу. ру зарегистрироавно38 учителей. Активными пользователями являются: Черных Н.В. (размещено 17 разработок уроков и 7 внеклассных мероприятий)- учитель методист, Шинкарева О.В.(размещено10уроков и 1 внеклассное мероприятие)- учитель мастер. Также на данном сайте педагогического сообщества размещены методические материалы учителей: Гавриловой Р.П.(директор школы), Рожновой Г.А.(зам. директора по УВР), Травкиной Л.А., Абросимовой С.А., Маниной Т.А., Ливенской Т.Н., Ковех И.В.


Учителями – предметниками накоплен достаточный банк интерактивных версий уроков, презентаций, портфолио учителя и ученика.

Развитию информационной базы способствовал тот факт, что к кабинетам 205(русский язык и литература), 204 (математика), 212 (биология), 314 (физика) 304(начальное обучение), 313 (кабинет информатики №2), в которых компьютеры были установлены в 2005- 2006 учебном году и созданы информационные центры методических объединений, добавились установленные в 2006 – 2007 учебном году компьютеры в кабинетах 303, 304, 305, 306, 203, 202, 104.

Широко информационные технологии применяются и в работе администрации школы.

Одним из направлений работы методического совета, МО и администрации является постоянное со­вершенствование педагогического мастерства учительских кадров в рамках курсовой переподготовки.

За 2006 – 2007 учебный год план курсовой подготовки выполнен полностью.

Индивидуализация в системе повышения квалификации, планирование курсов на диагностической основе, отбор содержания и форм обучения с учётом личностных запросов педагогов, приводят к положительным результатам. Процедура планирования повышения квалификации педагогических работников МОУ «СОШ №16» предполагает: диагностику профессиональной компетентности и мастерства педагога; определение вместе с учителем форм повышения квалификации (краткосрочные, длительные системные курсы, проблемные курсы, дистанционное обучение, стажировки); оказание помощи в проектировании видов и способов педагогической деятельности; оказание помощи в выполнении курсовых и до курсовых заданий; обеспечение творческого характера деятельности после курсовой подготовки; создание школ передового опыта и включение учителя в исследовательскую деятельность по определению перспектив развития содержания образования. При организации повышения квалификации педагога важно также учитывать возможность включения содержания курсов в развитие и практическую реализацию наиболее продуктивных теорий школы и региона.

В рамках подготовки учителей к новой форме аттестации в 9 классах курсовую подготовку прошли 100% учителей математики, русского языка, биологии, обществознания.

Учителя, обученные обновленному программному содержанию и современным методикам преподавания, активно применяли полученные теоретические знания в своей практической деятельности.


Как показывают результаты самодиагностики педагогического коллектива и показатели эффективности работы, педагогический коллектив под руководством администрации, методической службы достиг достаточно высокого уровня по целевой эффективности работы.

Наиболее положительными показателями работы за 2006 – 2007 учебный год стали успешно проведённые на базе школы городские и районные семинары учителей православной культуры (Манина Т.А.), учителей физики (Шинкарева О.В., Удовик Е.Н.), учителей математики, учителей изобразительного искусства (Прасолова В.В.).

Педагогические работники школы, в соответствии с профессиональным уровнем и наличием педагогических и методических знаний привлекались в течение года к рецензированию образовательных программ (Шаталова Л.В.), являлись членами экспертных групп при проведении аттестации педагогических работников образовательных учреждений города и района (Гаврилова Р.П., Курчина Е.В., Рожнова Г.А., Манина Т.А., Зеньковская Р.Б., Будникова А.А., Черных Н.В., Колесникова И.И.), являлись членами муниципальных и региональных предметных комиссий (Зеньковская Р.Б., Михайлова О.В., Мокроусова Н.А., Кривошеева В.Н., Будникова А.А.,Галибузов Н.Ф., Черных Н.В.), членами предметных комиссий по оценке результатов предметных олимпиад (Будникова А.А., Галибузов Н.Ф., Шинкарёва О.В., Ливенская Т.Н., Сиденко В.Я.), проводили экспертизу экзаменационного материала для итоговой аттестации выпускников основной и средней школы (Усачёва О.А., Ковех И.В., Будникова А.А., Прасолова В.В., Сиденко В.Я., Травкина Л.А.).


В 2006- 2007 учебном году педагогические работники школы привлекались к анализу и самоанализу результатов образовательного процесса. При проведении мониторинга образовательного процесса, мероприятий промежуточной и итоговой государственной аттестации, каждый учитель школы с помощью руководителей методических объединений, заместителей директора по учебно- воспитательной работе показал владение приемами анализа собственных результатов образовательного процесса. Особое внимание уделялось мониторингу качества образования в выпускных классах. Материалы мониторинга являются частью портфолио учителя, который каждый учитель формирует уже третий год.

Развитию компетентности в вопросах подготовки портфолио способствовало проведение семинара «Портфолио учителя» под руководством зам. директора по УВР Рожновой Г.А.

Системная работа велась по методическому обеспечению учебного плана; тща­тельно проанализированы содержание, результаты работы по различным учебникам, используемым учителями, преемственность и логичность, взаимосвязь по параллелям и годам обучения, отобраны определенные комплекты учебников, в том числе и для обеспечения профильного обучения, углубленного изучения английского языка, математики, русского языка.

В течение 2006 – 2007 учебного года в школе проводилась плановая работа с одарёнными детьми по следующим направлениям:

-обновление базы данных по одарённым детям: база данных обновлялась в течение года на основании результатов проведённых конкурсов, выставок, предметных олимпиад и предметных недель во всех параллелях, создана база данных одарённых детей из социально незащищённых семей (5 обучающихся);

- организация функционирования специализированных классов:

в 2006 – 2007 учебном году в школе функционируют классы с углубленным изучение отдельных предметов и класс индустриально- технологического профиля на 3 ступени обучения.

Классы с углубленным изучением предметов:


№ п/п

предмет

класс

Количество часов

Количест

во

учащихся

программа

учебник

Ф.И.О. учителя

Катего

рия

1

Английский язык



3

21

Сафонова В.В.

Верещагина И.Н.

Богдано

ва Ю.С.

высшая

2

Русский язык



8

27

Бабайцева В.В.

Бабайцева В.В.(Тео

рия 5-11кл)

Полякова С.Н., Купалова А.Ю.(практика), Никитина Е.И.(русская речь)

Черных Н.В.

высшая

3

Математика



8

20

Макарычев Н.Ю.

Макарычев Н.Ю.

«Алгебра 8» для углубленного изучения

Неворо

това О.В.

первая

4

Русский язык

10А

3

26

Дейкина А.Д., Пахнова Т.М.

Дейкина А.Д., Пахнова Т.М.

Мокроу

сова Н.А.

высшая


Отбор в специализированные классы проводился на основе анкетирования учащихся и родителей, а также тестирования учащихся по профильным предметам.

На базе школы в 2006 – 2007 учебном году учителями – предметниками организовано 37 групп (590 учащихся – 128,3%) элективных курсов, из них преподавание по модифицированным программам ведут 4 учителя и 4 по авторским программам, разработанным педагогами школы.

Кружковой работой в 25 кружках, руководителями которых являются педагоги школы, охвачено 248 обучающихся 1-11 классов (37,5 %) , секции на базе школы посещают 110 учащихся (16,6%).

Одарённые дети являются учениками данных классов, посещают кружки, элективы, спортивные секции, также с одарёнными детьми ведётся индивидуальная работа;

- вовлечение учащихся в НОУ: в начале учебного года проведена работа по созданию научного общества учащихся, в котором работают три секции в составе 29 слушателей:



Название секции

Ф.И.О. руководителя секции

Количество слушателей в секции

Возраст учащихся


Направление деятельности



Лингвистическая «Лингвист»





Кривошеева В.Н.



12



4 - 12 лет,

3 - 15 лет,

5 - 16 лет


  • лингвистика как наука;

  • язык как многофункциональная развивающаяся система;

  • взаимосвязь основных единиц и уровней языка;

  • основные формы существования русского национального языка;

  • особенности русской литературы.



Экологическая «Эколог»




Колесникова И.И.



10



2 – 12 лет,

6- 13 лет,

2 – 14 лет


  • экология как наука о природе,

  • исследование экологического состояния микрорайона «Журавлики».



Краеведческая «Эрудит»



Усачёва О.А.



7



2 – 14лет,

2 – 15 лет,

3- 17 лет

  • у войны не женское лицо,

  • история ВОВ в истории моей семьи,

  • из истории Осколецкого храма – неизвестное и известное.


Итогом работы учащихся над творческими проектами стало участие в краеведческой олимпиаде (Козлова Наталья -2 место); в научно – практической конференции «Первые шаги»: Маслова Л. «Осколецкий храм», Хорошилова Л. «Женщина и война», Слизов Д., Григорьева Д. «Имя академика Губкина в литературе 20 века», Попов М. «Роль диалектизмов в пополнении русского литературного языка»; в научно- практической конференции, посвященной 130 летию со дня рождения И.М. Губкина, - Слизов Д., Григорьева Д. «Имя академика Губкина в литературе 20 века»;

- проведение олимпиад, смотров- конкурсов, спартакиад, выставок работ учащихся: для отбора участников городского тура предметных олимпиад ежегодно проводятся школьные предметные олимпиады, конкурсы проектов. Традиционными являются конкурсы художественной самодеятельности «Алло, мы ищем таланты», конкурсы чтецов, сочинений, рефератов, конкурсы юных поэтов, стенгазет, журналов с рубриками «Вести из классов». С 2005 – 2006 учебного года проводится конкурс «Ученик года», который также способствует выявлению одарённости обучающихся школы в различных направлениях.

В учебном году проведена спартакиада по 12 видам спорта, победители которой стали участниками городской спартакиады школьников в 8 видах спорта;

- участие учащихся школы в городских, региональных, олимпиадах, конкурсах: по итогам 2006 – 2007 учебного года в городских олимпиадах приняли участие 52 ученика школы. Призёрами стали 5 учащихся (русский язык, технология, английский язык 9 класс, английский язык 11класс, география), победителями –2 (право, немецкий язык).

Участниками регионального тура предметных олимпиад стали 3 учащихся школы:

№п/п

Ф.И. учащегося

класс

предмет

1 тур

2 тур

3 тур

1

Котенёва Кристина



Право

1

1

9-10

2.

Калинина Светлана

11В

Немецкий язык

1

1

19

3.

Козлова Наталья

11В

Русский язык

1

2

4

Итоги участия обучающихся МОУ «СОШ №16» в олимпиадах различного уровня за последние три года:

Год

Число призёров городских олимпиад

Число участников областных

олимпиад


всего

1 место

2 место

3 место

2004 -2005

11

1

6

4

-

2005 -2006

11

1

6

4

1. Новосельцев Дмитрий (физкультура)- 9 место

2006 -2007

7

2

2

3

1.Котенёва Кристина (право) - 9-10 место

2. Калинина Светлана (немецкий язык) - 19 место

3. Козлова Наталья (русский язык ) – 4 место


В работу с одарёнными детьми педколлектив внедряет новые педагогические технологии: информационно- коммуникационные технологии, технологии проектной деятельности, технологии личностно-ориентированного обучения.

Вопросы работы с одарёнными детьми рассматривались

на педагогических чтениях «Одаренность и её признаки» 30.12. 05;

на совещании при директоре «Роль предметных недель в развитии творческого потенциала учителя и учащихся» от 17 апреля 2006 года протокол №10;

на педагогическом совете «Реализация воспитательной системы школы. Роль дополнительного образования в самореализации и самоопределении школьников» - «Об итогах предметных олимпиад» 11декабря 2006 года;

на заседаниях МО и ТГ учителей – предметников: 11 января 2007 года МО учителей математики «Об итогах проведения предметной недели» протокол № 2.2; 13 февраля 2007 года МО учителей русского языка «Анализ итогов предметной недели русского языка и литературы»;

Число одарённых детей по школе составляет примерно 13 % от общего числа обучающихся школы.

Недостатками в работе педагогического коллектива с одаренными обучающимися являются:

- недостаточная работа МО по подготовке участников школьных и городских олимпиад: отсутствие индивидуальных программ работы с одарёнными детьми; недостаточная работа учителей истории, иностранного языка, географии, биологии по организации факультативных занятий; низкий процент учащихся, обучающихся в различных заочных школах;

- совершенствование педагогического мастерства учителей в организации ра­боты с разноуровневым контингентом детей с целью подготовки учащихся к профессиональному самоопределению;

- разработка индивидуальных программ работы с одарёнными детьми с целью качественной подготовки к городским и областным турам предметных олимпиад и конкурсов.

- формирование научных обществ учащихся в рамках предметов эстетического и математического циклов.

Помочь в подготовке по вопросам теории и практики организации работы с одарёнными детьми может библиотека одарённости, которая находится в учебной части школы:



  1. Бабаева Ю.Д. Психологический тренинг для выявления одарённости. Методическое пособие / Под ред. В.И.Панова – М., «Молодая гвардия», 1997

  2. Гольцова Н.Г., Копосов Л.Ф. Русский язык в историческом и функционально- стилистическом аспектах. – М., «Молодая гвардия», 1997

  3. Рабочая концепция одарённости. – М., ИЧП «Издательство Магистр», 1998

  4. Учителю об одарённых детях (пособие для учителя) / Под ред. Лебедевой В.П., Панова В.И. – М., «Молодая гвардия», 1997

  5. Яковлева Е.Л. Методические рекомендации учителям по развитию творческого потенциала учащихся / Под ред. В.И.Панова. – М., «Молодая гвардия», 1997

  6. Краткое руководство для учителей по работе с одарёнными учащимися: Кто они такие, как их опознать, как им помогать расти и развиваться / Под ред. Л.В.Поповой, В.И.Панова. – М., «Молодая гвардия», 1997

  7. Программа. Развитие учебно-исследовательской деятельности учащихся (тематика и методические рекомендации по физике, математике, информатике). – М., «Молодая гвардия», 1997

  8. Основные современные концепции творчества и одарённости/Под ред. Д.Б.Богоявленской. – М., «Молодая гвардия», 1997

  9. Ясвин В.А. Тренинг педагогического взаимодействия в творческой образовательной среде. / Под ред. В.И.Панова. – М., «Молодая гвардия», 1997

  10. Дерябо С.Д. Учителю о диагностике эффективности образовательной среды (пособие для учителя) / Под ред. В.П.Лебедевой, В.И.Панова. – М., «Молодая гвардия», 1997

  11. Ломов С.П., Ерылов В.П. Орнаментальная композиция на уроках изобразительного и прикладного искусства (Книга для учителя). – М., «Молодая гвардия», 1997

  12. Каталог по использованию фонохрестоматии «Антология русской и западноевропейской музыки XII – XX вв.» / Составители Ю.А.Зверев, А.Н.Зверева. – М., «Молодая гвардия», 1997

  13. Международный бакалавриат и Российская школа. Нормативно-правовая документация для российских образовательных учреждений. – М., «Молодая гвардия», 1997.

Данная библиотека поможет найти соответствующие рекомендации по всем направлениям деятельности.

С целью повышения эффективности работы с одаренными учащимися запланированы и проведены в январе 2006г. педагогические чтения на тему на педагогических чтениях «Человек как цель и ценность образования»- «Роль учителя в развитии способностей обучающихся». По итогам педагогических чтений издан приказ по школе № 113/1 от 27 декабря 2006 года «Об итогах проведения педчтений»;

На основании рекомендаций, выработанных на педагогических чтениях, проведен конкурс «Ученик школы», в котором приняли участие 15 лучших учеников.

Основным приложением профессиональной деятельности коллектива является учебно-воспитательный процесс. Работа МОУ «СОШ №16» в 2006 – 2007 учебном году также была ориентирована на итоги аттестации обучающихся, т.е. на повышение качества образования, предпрофильную подготовку обучающихся, подготовку к дальнейшему профессиональному самоопределению. Индивидуальные занятия и элективные курсы по школьным дисциплинам были нацелены на обработку базовых знаний, а так же расширение и углубление знаний учащихся за счет внедрения материала повышенной сложности.

Методическими объединениями организован мониторинг качества образования: разработка и проведение контрольных срезов, выявление эффективности изучения образовательных программ, выполнение практической и теоретической частей программ; посещением уроков.


По результатам переводной аттестации все учащиеся перешли в следующий класс, т.е. оставленных на повторное обучение нет.
По результатам экзаменационных работ все учащиеся успешно справились с переводными экзаменами, которые проводились в самых разных формах.


Класс

Предмет

Форма контроля

Качество знаний

Успевае

мость



История

тест

96,3%

100%

физкультура

тест

100%

100%



Русский язык

тест

75%

100%

физкультура

Тест

93%

100%



природоведение

тест

78%

100%

физкультура

тест

100%

100%



литература

традиционная

87%

100%

физкультура

Тест

100%

100%



обществознание

Контрольная работа

82,6%

100%

физкультура

Тест

95,5%

100%



география

Контрольная работа

78,3%

100%

физкультура

Тест

94,4%

100%



Иностранный язык

тест

63,6%

100%

физкультура

Тест

81%

100%



литература

традиционная

68%

100%

физкультура

Тест

96%

100%



Иностранный язык

тест

58,3%

100%

физкультура

Тест

75%

100%



ОБЖ

традиционная

91,6%

100%

физкультура

Тест

100%

100%



Химия

традиционная

70%

100%

Математика

тест

60%

100%

физкультура

Тест

100%

100%



Иностранный язык

Традиционная

(английский)

(немецкий)


90%

61,5%


100%

100%

Биология

тест

73,9%

100%

физкультура

Тест

100%

100%



информатика

традиционная

66,6%

100%

Биология

тест

100%

100%

физкультура

Тест

90%

100%

10А

русский язык

Тест (в форме ЕГЭ)

73%

100%

Иностранный язык

Тест (английский)

Традиционная(немецкий)

75%

80%

100%

100%

физкультура

Тест

100%

100%

10Б

физика

Тест (в форме ЕГЭ)

86,9%

100%

черчение

Графическая работа

78,2%

100%

физкультура

Тест

100%

100%


Качество знаний по учебным предметам (1- 11 классы) по итогам 2006-2007 учебного года составляет:

№ п/п

Учебный предмет

% качества знаний

2005 – 2006

% качества знаний

2006– 2007

1.

Физика


68,7 %




2.

География

72,8 %

73,9%

3.

Природоведение

94 %

87,9%

4.

Биология

67 %

72,6%

5.

Экология

95 %

-

6.

Химия

49,7 %

68,2%

7.

Русский язык

69,8 %




8.

Литература

77 %




9.

МХК

100 %




10.

История России

82 %




11.

Новая (новейшая) история

81,3 %




12.

Всеобщая история

79 %




14.

Обществознание

69 %




15.

Экономика

87 %

-

16.

Английский язык

62 %

75,7%

17.

Немецкий язык

49,5 %

76,1%

18.

Технология (д.)

98 %




19.

Технология (м.)

99 %




20.

Автодело

95 %




21.

Алгебра

62,4 %




22.

Геометрия

65 %




23.

Математика (5-6 кл. )

63 %




24.

Информатика

90 %




25.

ОБЖ

91 %

94%

26.

ИЗО

97 %

93,4%




черчение

76,5%

78,2%

27.

Музыка

98,5 %

98,1%

28.

Физкультура

96 %

96,4%


В итоге общая успеваемость обучающихся 1-11 классов составила 100%, качество обученности - 56,9%.

Качество обученности по параллелям по итогам 2006 – 2007 учебного года:


Класс

Всего учащихся

Кол-во аттестуе

мых уч-ся

«5»

«4»

и

«5»

С одной «3»

Не успевают

Неаттестованы по болезни

Качест

во знаний

1- 4

204

136

23

67

9

-

2

66,2%

5-8

314

314

33

139

20

-

-

54,7%

9

34

34

1

13

1

-

-

41,2%

10

49

49

4

24

2

-

-

57,1%

11

66

66

6

31

6

-

-

56,1%

всего

667

599

67

274

38

-

2

56,9%


По сравнению с итогами 2005- 2006 учебного года качественная успевае­мость на первой ступени обучения в 2006- 2007 учебном году снизилась на 1,5%, при общей успеваемости 100%. На второй ступени обучения качественная успеваемость в 2006- 2007 учебном году повысилась на 4,4%, при общей успеваемости 100%. На третьей ступени обучения качественная успеваемость в 2006- 2007 учебном году повысилась на 11,4%, при общей успеваемости 100%.

В целом по школе в 2006 – 2007 учебном году качественная успевае­мость повысилась на 5,6 % по сравнению с 2005- 2006 учебным годом.

Проведена эффективная работа по организации предпрофильного и профильного обучения: проведено собрание с родителями обучаемых9-х классов; проведено анкетирование обучаемых по выбору профиля обучения ; проведен анализ анкет и обсуждены возможности педколлектива по организации профилей обучения и ведения элективных курсов.

Результаты анкетирования учеников 8 классов по выявлению образовательных потребностей приведены в следующей таблице:

Профиль обучения







Всего

Социально-экономический

2

2

2

6

Гуманитарный

2

3

5

10

Физико-математический

6

3

2

13

Естественно-научный

2

2

2

8

Филологический

1

2

4

8

Информационно-технологический

5

5

4

14

Оборонно-технический

-

-

-

-

Художественно-эстетический

-

-

1

1

Универсальное обучение

2

3

2

6

Другие профили

-











Из таблицы видно, что наибольшим интересом у учащихся 8 классов пользуются информационно-технологическое, физико - математическое и гуманитарное направления. У учащихся 9 классов наибольшее предпочтение вызвал социально- гуманитарный профиль.

Анализ результатов анкетирования должен в следующем учебном году быть основой в работе по удовлетворению образовательных потребностей обучающихся.

По итогам предварительного распределения обучающихся выпускников основной школы в 10 классе предполагают обучатся 22 ученика, в ССУзы поступают 10 выпускников, в технические лицеи- 2 выпускника.

Выбор дальнейшего пути обучения выпускниками средней школы следующий- ВУЗы – 65, ССузы- 1.

Благодаря условиям, созданным в образовательном учреждении для профессионального роста учителей произошли изменения в повышении квалификационных категорий преподавателей:




II

категория

I

категория

Высшая категория

Всего педработников

2004/2005

31

29

30

63

2005/2006

12

14

29

58

2006/2007

7

13

31

55







В 2006/2007 учебном году I квалификационная категория присвоена: Удовик Е.Н., учителю физики, Шинкарёвой О.В., учителю физики, которые повысили квалификационные категории со второй на первую.

Высшая квалификационная категория присвоена: Чуриковой И.А., Богдановой Ю.С., Горенко Ю.Н., Кривошеевой В.Н. По итогам предыдущей аттестации Богданова Ю.С. имела высшую квалификационную категорию, Чурикова И.А., Горенко Ю.Н. и Кривошеева В.Н. – первую.

Очевидна закономерная связь между повышением квалификации учителей через различные курсы и ростом квалификационных категорий преподавателей школы.

Результативная работа отдельных преподавателей и заместителей директора по УВР отмечена грамотами. Грамотами образовательного учреждения и управления образования и науки администрации Губкинского муниципального района награждены:

№ п/п

Ф.И.О. учителя

Грамота образовательного учреждения

Грамота УО и науки администрации Губкинского муниципального района

Грамота УО и науки Белгородской области

Направление деятельности, по которой отмечен учитель

1

Гаврилова Р.П.




«Лидер в образовании»




2

Рожнова Г.А.

1.За высокий уровень методической работы.

2.За активное внедрение в управление учебно- воспитательным процессом информационных технологий.

«Педагог наватор»




3

Курчина Е.В.

1. За активное внедрение в управление учебно- воспитательным процессом информационных технологий.

-




4

Чурикова И.А.

1. За активное внедрение в управление учебно- воспитательным процессом информационных технологий.







5

Усачёва О.А.

1.За высокий уровень подготовки обучающихся к городским конкурсам и олимпиадам

1.За приобщение школьников к научно- исследовательской деятельности

2. За победу в городской олимпиаде по школьному краеведению




6

Шестакова С.Н.

1.За высокий уровень подготовки обучающихся к городским олимпиадам и конкурсам







7

Кривошеева В.Н.

1. За активное участие в методической работе, оформление документации.


1.За осуществление руководства научно- исследовательской работой обучающихся.

2.За вклад в дело образования и приобщение школьников к исследовательской деятельности.




8

Драчилина Г.В.




1. За подготовку обучающихся к конкурсам технического творчества




9

Кривошеева Г.И.




1. За подготовку обучающихся к конкурсам декоративно- прикладного творчества




10

Колесникова И.И.

1. За высокий уровень подготовки обучающихся к городским конкурсам и олимпиадам.

1.За осуществление руководства научно- исследовательской работой обучающихся.




11

Горенко Ю.Н.

1.За качественную подготовку обучающихся к городским выставкам и конкурсам технического и художественного творчества

1. За участие в муниципальном конкурсе «Учитель года»

1.За активное участие в областном конкурсе школьных проектов «Дом, который построю сам»

12

Черных Н.В.

1. За 2 место в областном фестивале детского юношеского кинотворчества

1. За 1 место в городском фестивале детского юношеского кинотворчества

1.Благодарственное письмо за большой вклад в дело воспитания подрастающего поколения

13

Прасолова В.В.

1. За качественную подготовку обучающихся к городским выставкам и конкурсам







14

Ковех И.В.




1.За подготовку команды девушек по баскетболу к городской спартакиаде школьников

2.За подготовку команд – победительниц турнира по футболу

1. за подготовку команды девушек к областной спартакиаде

15

Сиднеко В.Я.

1.За высокий уровень подготовки обучающихся к городским конкурсам и олимпиадам







16

Абросимова С.А.




1.За приобщение обучающихся к духовно-нравственным ценностям




17

Будникова А.А.




1.За оформление экспонатов к конкурсу «Выставка цветов»;

2. За 3 место в экологическо- природоохранной акции «Покормите птиц»;

3.за 1 место в экологической акции «Елочкин экопост»




18

Ливенская Т.Н.

1. За высокий уровень подготовки обучающихся к городским конкурсам и олимпиадам

1.За активное участие учеников в конкурсах и оломпиадах




19

Калинина О.А.

1.За большой вклад в дело воспитания подрастающего поколения;

2.За высокое качество знаний по предмету







Педагогический коллектив школы в 2006 – 2007 учебном году награждён грамотами и благодарственными письмами:

  1. Диплом 1 степени по итогам социально- экономического развития за 2005 – 2006 учебный год;

  2. Участие в конкурсе рисунков на противопожарную тематику;

  3. Грамота за 1 место в спортивных соревнованиях среди педагогических коллективов;

  4. Грамота за 1 место в муниципальном конкурсе школьных проектов «Дом, который построю сам»;

  5. Благодарственное письмо за активное участие в международном математическом конкурсе - игре «Кенгуру»;

  6. Благодарственное письмо за активное участие в региональном конкурсе «Русский медвежонок- языкознание для всех».

На протяжении учебного года велась активная работа по накоплению и обобщению актуального педагогического опыта. На конференциях, семинарах, педагогических советах обобщался передовой опыт учителей по вопросам: организация творческой деятельности учащихся на уроках и во внеурочное время; освоение современных технологий обучения; эффективность формирования у учащихся общеучебных умений и навыков.

мероприятия

2005/2006

2006/2007

школьные семинары

332

444

районные семинары

-

-

городские семинары

32

42

школьные конференции

-

-

городские конференции

3

7

областные конференции, семинары

1

2

Всероссийские семинары и конференции

-

2

Итого

8

17

Публикации по итогам конференций имеют Черных Н.В. «Подходы к сохранению здоровья учащихся на уроках русского языка и литературы», Прасолова В.В. «Виды и формы исследовательско- творческой деятельности учителя и учащихся на уроках изобразительного искусства» , Удовик Е.Н. «Формы организации и проведения занятий по физике в коррекционно – развивающем классе», Усачёвой О.А. «Осколецкий храм», «Кривошеевой В.Н. «Диалектизмы как важный источник пополнения русского языка», «Имя академика Губкина в русской литературе 20 века», Маренкова Г.Р. «Проектирование воспитательного пространства и его развитие в современных условиях», Манина Т.А. «Изучение фоновой темы по математике «Многогранники», «Педагогика Благочестия не технология, а художество».

В 2006- 2007 учебном году школа неоднократно направляла педагогов для презентации результатов своей деятельности:

1. Конкурс «Учитель года» - Горенко Ю.Н..(4 место);

2. Городская и областная спартакиада школьников – Ковех И.В.;

3. Конкурс исследовательских работ обучающихся «Первые шаги» - Кривошеева В.Н., Усачёва О.А., Колесникова И.И.;

4. Конкурс исследовательских работ, посвящённых 175- летию со дня рождения Д.И. Менделеева (Маренкова Г.Р.);

5. Конкурс сочинений: «Россия и Беларусь. Навеки связаны судьбой», Моя мама самая красивая» -Суркова Е.Б., Черных Н.В.;

6. Конкурс агитбригад «Язык мой –друг мой»- Суркова Е.Б.;

7. Городской конкурс «Музей под открытым небом» Шестакова С.Н., Усачёва О.А.;

8. Городской конкурс «Музей и дети» -Шестакова С.Н.;

9. Конкурс общеобразовательных учреждений по введению профильного обучения – творческая группа педагогов (8 место);

10. Конкурс ораторов на иностранном языке – Ливенская Т.Н., Травкина Л.А.

11. Конкурс эссе, посвященный 200-летию установления дипломатических отношений между СШа и Россией;

12. «Край, в котором я живу» - Батурина Е.А.

13. «Мир растений», «Выставка цветов», «Елочка – экопост», «Покормите птиц» - Будникова А.А.

14. Городская выставка начального технического моделирования – Абросимова С.А.;

15. Конкурс сочинений «ВИЧ – мне не все равно, а тебе?»;

16. Конкурс детско- юношеского кинотворчества «Моя семья- мой дом, мой край, моя Белгородчина»;

17. «Любимый город в свете куполов» - Прасолова В.В.

В составе жюри и экспертной группы по проверке работ 2 региональной научно-практической конференции обучающихся «Первые шаги» также принимала участие учитель информатики Шинкарёва О.В.

Большая роль в этом плане отводилась заседаниям методических объединений учителей, на которых преподаватели обменивались опытом своей работы, результатами применения новых методов и технологий обучения. Все это способствовало профессиональному росту педагогов и положительно повлияло на результативность обучения учащихся.

На уровне образовательного учреждения обобщен опыт 10 педагогов.

Актуальный педагогический опыт учителей Абросимовой С.А. по теме «Духовно – нравственное воспитание младших школьников на основе возрождения народных и православных традиций», Курчиной Е.В. «Развитие орфографической зоркости через усвоение орфографических правил на уроках русского языка», Губской Т.Г. «Методические приёмы и средства, обеспечивающие высокую эффективность уроков русского языка», «Совершенствование способов обучения на уроках иностранного языка через технологии сотрудничества и коммуникативного обучения иноязычной культуре», Усачёвой О.А. «Развитие творческого потенциала учащихся средней и старшей ступени путем использования нетрадиционных форм работы в учебно- воспитательном процессе», Травкиной Л.А. «Совершенствование способов обучения на уроках иностранного языка через технологии сотрудничества и коммуникативного обучения иноязычной культуре», Будниковой А.А. «Групповые формы организации учебно – воспитательного процесса на уроках биологии как средство развития творческой активности обучающихся», Прасоловой В.В. «Виды и формы деятельности учащихся на уроках изобразительного искусства и черчения как условие их творческого развития и саморазвития», Драчилиной Г.В. «Игры и игрушки как средство развития творческой активности обучающихся», Горенко Ю.Н. «Труд и творчество как средство воспитания разносторонней личности», Шаталовой Л.В. «Объект труда как средство развития познавательной активности обучающихся» внесён в городской банк данных.

В 2006-2007 учебном году значительно возросла роль предметных объединений в обеспе­чении административного и внутрикафедрального контроля и мониторинга работы коллектива. Каждое методическое объединение имеет свой план работы, в соответствии с темой и целью методической службы школы. Проанализировав работу методических объединений, следует отметить, что все они работают над созданием системы обучения, обеспечивающей потребность каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Целенаправленно ведется работа по освоению учителями современных методик и технологий обучения. Большое внимание уделяется формированию у учащихся навыков творческой научно-исследовательской деятельности; сохранению и поддержанию здоровьесберегающей образовательной среды. В методических объединениях успешно проводится стартовый, рубежный и итоговый контроль по всем предметам.

В методических объединениях каждый учитель работает над своей темой самообразования, с обобщенными результатами которой он знакомит своих коллег на заседаниях методических объединений, семинарах, педсоветах.

В соответствии с общей методической темой были выбраны темы работы методических объединений:

- МО учителей математики, физики и информатики «Применение информационных технологий на уроках математики, физики, информатики, как модель развивающего обучения и средство обеспечения эффективного обучения и воспитания»;

- МО учителей начальных классов «Средства обеспечения эффективности обучения и воспитания младших школьников»;

- МО учителей русского языка и литературы «Развитие творческих способностей и формирование коммуникативных навыков как эффективные средства обучения и воспитания на уроках русского языка и литературы»;

-МО учителей иностранного языка ««Научно-методическое и учебно-методическое обеспечение учебного процесса в языковом образовании»;

  • МО учителей технологии «Объект труда как средство развития творческих способностей учащихся»;

  • МО учителей химии, биологии, географии «Использование педагогических технологий на основе личностной ориентации педагогического процесса».


На методических объединениях обсуждались следующие общие вопросы:

- работа с образовательными стандартами;

- методики создания и систематизации дидактического материала, уровневого контроля;

- формы и методы итогового контроля (тестирование, собеседование, рефераты, творче­ские отчеты);

- новые технологии и проблемы их внедрения в практику;

- методики работы с одаренными и требующими педагогической поддержки детьми;

- качество подготовки выпускников на каждой ступени обучения;

- использование в учебно-воспитательном процессе коммуникативных и информационных технологий;

-создание портфолио учителя и ученика.

В планировании методической работы методические объединения старались отобрать тот ком­плекс мероприятий, который позволил бы системно и эффективно решить проблемы и задачи, стоящие перед школой.

В школе имеется опыт проведения предметных недель, которые позволяют как учащимся, так и учителям дополнительно раскрыть свой творческий потенциал, самореализовать себя. Предметные недели были проведены по плану, разработанному заместителями директора, совместно с руководителями МО. В них приняли участие около 90% школьников II и III ступени, и 100% первой ступени, что позволило расширить банк данных по одаренным детям.

В этом учебном году наиболее интересными были недели русского языка, математики, иностранного языка, включившие в себя школьные олимпиады, беседы и классные часы на соответствующую тематику, конкурсы, оформление плакатов и стендов в классах и рекреациях школы.

При проведении предметных недель использовались разнообразные формы работы с учащимися и педагогами: олимпиады; творческие конкурсы сочинений, сказок, поделок, моделей, кроссвордов; игры - КВНы, «Поле чудес», «Угадай мелодию»; диспуты; суды; круглые столы; посиделки; выставки; творческие отчёты; посещение музея; открытые уроки.

Для работы предметных комиссий привлекались ученики старших классов и призёры школьных и городских предметных олимпиад. Для учащихся начальной школы были проведены предметные развлекательные представления учениками среднего звена.

Все проводимые мероприятия пользовались популярностью и привлекали достаточно большое число участников. Победителям различных творческих конкурсов, олимпиад, выставок вручены грамоты, благодарственные письма и призы.

Многие учителя в ходе предметных недель проявили хорошие организаторские спо­собности, такая форма работы создаёт праздничную творческую атмосферу, что способствовало развитию творчества самого учителя, его осознанию своего вида деятельности. Учащиеся показали хорошие знания по предметам, умения применять знания в различных ситуациях, взаимовыручку, нестандартные решения трудных вопросов. Интересные, разнообразные и нетрадиционные формы проведения предметных недель и школьной спартакиады вызвали большой интерес учащихся, значительно увеличив мотивацию к изучению предметов.


Особое внимание в работе методических объединений и администрации уделяется совершенствованию форм и методов организации урока.

Основными направлениями посещений уроков были:

- владение преподавателями организацией учебных занятий в соответствии с современными требованиями;

- владение программным материалом и методикой обучения различных категорий учащихся;

- использование разнообразных структур урока в соответствии с его целями и задачами;

- работа над формированием навыка самостоятельной работы учащихся на уроке и во внеурочное время;

- формирование общеучебных и специальных умений и навыков;

- системность использования учителями – предметниками средств технического обучения и информационных технологий в учебно- воспитательном процессе.

- использование на уроке учебной и дополнительной литературы;

- здоровьесберегающие технологии на уроке.


Уроки с элементами игры и занимательности проводят Черных Н.В., Усачёва О.А., Удовик Е.Н., Шинкарёва О.В., Рожнова Г.А., Шаповалова И.А., Травкина Л.А., Ливенская Т.Н.

Уроки-экскурсии в своей практической деятельности используют Усачёва О.А., Сиденко В.Я., Колесникова И.И., Шаповалова И.А.

Осваивают метод проектов Рожнова Г.А., Зеньковская Р.Б., Сиденко В.Я., Ливенская Т.Н., Травкина Л.А., Батурина Е.А.

Видео-уроки проводят Колесникова И.И., Усачёва О.А., Будникова И.И., Шинкарёва О.В.

Свободно владеют технологией уроков по уровневой дифференциации с учетом индивидуальных особенностей учащихся Зеньковская Р.Б., Черных Н.В., Ливенская Т.Н., Кривошеева В.Н.

Уроки, развивающие творческое воображение у учащихся на предметах изобразительного искусства, МХК, литературы проводят Прасолова В.В., Черных Н.В.

Проблемно-поисковые уроки отмечаются у преподавателей Гавриловой Р.П., Будниковой А.А., Зеньковской Р.Б., Шинкарёвой О.В.

Уроки-конференции, уроки - диалоги проводятся учителями обществоведческих и словесных дисциплин Шестаковой С.Н., Губской Т.Г., Сурковой Е.Б.

Из анализа посещенных администрацией уроков у учителей прослеживается следующие тенденции в работе:
- 10% учителей производят отбор содержания, форм и методов обучения, рассчитанный на среднего ученика, без учета его индивидуальных особенностей;
- у некоторых преподавателей домашние задания не носят дифференцированный характер с учетом индивидуальных особенностей учащихся;
- учителя не в полной мере используют в полном объеме ТСО, наглядные средства обучения;
- в своей работе учителям необходимо выдерживать педагогический такт и этику в отношении к учащимся и коллегам. Определенные недостатки в организации учебно - воспитательного процесса отмечаются у специалистов, имеющих небольшой стаж работы и новых учителей. Поэтому в будущем учебном году администрации школы необходимо продолжить целенаправленную работу с данной категорией учителей.

Трудности молодых специалистов и вновь прибывших учителей связаны с умением создавать такие учебные ситуации, которые обеспечивали бы эффективную познавательную деятельность всех учащихся в меру их способностей и склонностей, умением комплексно применять различные средства обучения, в том числе и технические, направленные на повышение темпа урока и экономию времени для освоения нового учебного материала, сложностью формирования мотивов учения, возбуждения познавательного интереса учащихся к данному предмету. Причины этих трудностей кроются в увеличении информативности учебного материала и, вместе с тем, преобладании объяснительно-иллюстративного типа обучения на уроках, в силу недостаточной компетентности нет целенаправленной работы учителя над развитием творческих способностей учащихся.

В рамках работы методических объединений и проведения методических и предметных недель было дано 50 открытых уроков и внеклассных мероприятий, которые посетило 95 % педагогического коллектива. Все уроки и мероприятия давались в соответствии с выбранными методическими темами, показавших владение преподавателями II и III ступени обучения современными методиками и технологиями обучения. На уроках прослеживались методы и приёмы, связанные так же и с темами самообразования учителей.

Однако в следующем году нужно обратить внимание на организацию работы ШМО по многим причинам: изменение структуры ШМО в связи с сокращением количества учителей; появление формализма в работе ШМО, планирование работы в соответствии с проблемами, выявленными в картах диагностирования, актуальными проблемами образования; работа по преемственности учителей начальных классов и учителей – предметников 2 и 3 ступени. В методических объединениях необходимо решать проблемы преемственности между разными ступенями обучения и между разными классами в рамках одной ступени путем своевременной координации программно-методического обеспечения, взаимопосещений уроков, обмена информацией на заседаниях методических объединений, проведения совместных общешкольных мероприятий и административных совещаний.

Комфортная образовательная среда предполагает хорошо развитую кабинетную систему, отвечающую современным требованиям. В этом учебном году все кабинеты школы пополнились новым дидактическим материалом, литературой, методическими пособиями, наглядными пособиями, творческими работами учащихся, оборудованием и техническими средствами. В школе продолжает формироваться банк данных CD, DVD, аудио- и видеокассет по всем предметам школьной программы. Кабинет информатики полностью переоборудован на современном уровне: класс оснащен компьютерами Pentium IV, системами проектной демонстрационной работы, а также необходимыми средствами для интернет-деятельности.

В школе традиционно проводятся смотры кабинетов, требования к которым разработаны и утверждены педсоветом. В смотре кабинетов участвует администрация школы и председатели методических объединений, председатель профсоюзного комитета. В большинстве кабинетов есть паспорт с необходимой информацией о кабинете и учителе, положениями и перспективным планом развития кабинета на несколько лет.

Полноценное учебно-дидактическое и материальное содержание кабинетов оказывает положительное воздействие на организацию учебных занятий и внеклассных мероприятий, результативность обученности учащихся. К сожалению, большая загруженность кабинетов в течение дня, не позволяет каждому учителю иметь свой собственный кабинет. Отдельным работникам с относительно небольшой нагрузкой в течение года приходилось перемещаться из кабинета в кабинет, что не способствовало повышению эффективности учебных занятий.

По итогам методической работы за 2005 – 2006 учебный год можно сделать выводы:

1. Главное в методической работе – оказание реальной действенной помощи учителям. В нашей школе за этот учебный год поставленные задачи в основном успешно реализованы. Методическая работа представляет относительно непрерывный, постоянный, повседневный процесс, сочетаясь с курсовой переподготовкой, городскими и региональными семинарами и конференциями.

2. Повышение квалификации и мастерства учителей позволяет связать содержание и характер методической работы с ходом и результатами реального учебно-воспитательного процесса, изменениями в качестве ЗУН учащихся, в уровне их развития и воспитанности.

3. Методическая работа позволяет глубоко изучить личностные качества учителя и классного руководителя, выявить затруднения и недостатки в их деятельности, элементы передового опыта.

В МОУ «СОШ №16» созданы условия к непрерывному образованию, удовлетворению всех образовательных потребностей, повышению уровня обучения учащихся: классы с углубленным изучением отдельных предметов, общеобразовательные классы, система школа-ВУЗ, предпрофильная и профильная подготовка учащихся.

Приоритетные направления методической работы на 2007 – 2008 учебный год:

1. Повышение квалификации, педагогического мастерства и категорийности кадров, обеспечивающих высокий уровень усвоения базового и программного материала учащимися школы на всех ступенях обучения.


2. Работа с молодыми и вновь прибывшими специалистами по повышению их профессионального уровня.

3. Экспериментальная и научно-исследовательская работа.

4. Обеспечение роста профессиональной компетентности учителей школы, как условие реализации целей развития личности учащихся; совершенствование учебно-воспитательного процесса.


Цели и задачи на 2007– 2008 учебный год:
^

1. Обеспечение непрерывности образования педагогических кадров через систему повышения квалификации на базе РИППКС, НМЦ, ОУ;

2. Создание необходимых условий для обеспечения разработки инноваций, реализации образовательной программы школы;


3. Совершенствование педагогического мастерства учителей в организации ра­боты с разноуровневым контингентом детей с целью подготовки учащихся к профессиональному самоопределению через разработку индивидуальных программ работы с одарёнными детьми, разработку программ реализации экпериментов, формирование научных обществ учащихся;
^

4. Корректировка планов и программ в условиях обновления содержания образования и перехода на новый базисный учебный план;

5. Совершенствование педагогического мастерства учителей по овладению новыми образовательными технологиями;

6. Сосредоточение основных усилий методических объединений на создание научной базы знаний у учащихся выпускных классов для успешного продолжения обучения по выбранной специальности;


7. Совершенствование содержания образования через внедрение в практику работы школы профильного обучения на 3 ступени, организации углубленного изучения отдельных предметов на 1 и 2 ступени обучения.


Зам. директора по УВР Рожнова Г.А.

Похожие:

Анализ методической работы моу «Средняя общеобразовательная школа №16» г. Губкина Белгородской области за 2006 2007 учебный год iconПоложение о распределении стимулирующей части фот для учителей и классных руководителей муниципального общеобразовательного учреждения«Средняя общеобразовательная школа №12 с углубленным изучением отдельных предметов» города Губкина Белгородской области
«Средняя общеобразовательная школа №12 с углубленным изучением отдельных предметов» города Губкина Белгородской области
Анализ методической работы моу «Средняя общеобразовательная школа №16» г. Губкина Белгородской области за 2006 2007 учебный год iconАнализ методической работы моу «Средняя общеобразовательная школа №33» п. Яйва Александровского района Пермского края за 2007 2008 учебный год
Моу «Средняя общеобразовательная школа №33» п. Яйва Александровского района Пермского края за 2007 – 2008 учебный год
Анализ методической работы моу «Средняя общеобразовательная школа №16» г. Губкина Белгородской области за 2006 2007 учебный год iconАнализ методической работы в муниципальном общеобразовательном учреждении «Вишневогорская средняя общеобразовательная школа №37» за 2007-2008 учебный год
В соответствии со ст. 32 п. 5 Закона РФ «Об образовании» в школе сложилась определенная система работы методической службы
Анализ методической работы моу «Средняя общеобразовательная школа №16» г. Губкина Белгородской области за 2006 2007 учебный год iconПубличный отчет по результатам инновационной деятельности моу «Средняя общеобразовательная школа №25» за 2007 -2008 учебный год
Моу «Средняя общеобразовательная школа №25» прошло длительный путь становления – в 2007 году школе исполнилось 45 лет
Анализ методической работы моу «Средняя общеобразовательная школа №16» г. Губкина Белгородской области за 2006 2007 учебный год iconАнализ методической работы моу «Октябрьская средняя общеобразовательная школа №2» за 2008-09 учебный год
Повысить профессиональную компетентность учителя в вопросах инновационной работы
Анализ методической работы моу «Средняя общеобразовательная школа №16» г. Губкина Белгородской области за 2006 2007 учебный год iconАнализ методической работы моу «Бакряжская средняя общеобразовательная школа» за 2010-2011 учебный год
В 2010-2011учебном году педагогический коллектив начал работать над методической темой
Анализ методической работы моу «Средняя общеобразовательная школа №16» г. Губкина Белгородской области за 2006 2007 учебный год iconОтчет работы моу верхнеуринской сош за 2006 -2007 учебный год
На основании анализа работы школы за 2005-2006 учебный год коллектив школы выдвинул на 2006-2007 учебный год следующие
Анализ методической работы моу «Средняя общеобразовательная школа №16» г. Губкина Белгородской области за 2006 2007 учебный год iconПлан работы психолога мбоу «Ржевская средняя общеобразовательная школа Шебекинского района Белгородской области» Ефимовой В. Н. на 2011-2012 учебный год
Мбоу «Ржевская средняя общеобразовательная школа Шебекинского района Белгородской области» Ефимовой В. Н
Анализ методической работы моу «Средняя общеобразовательная школа №16» г. Губкина Белгородской области за 2006 2007 учебный год iconАнализ методической работы моу «Бакряжская средняя общеобразовательная школа» за 2011-2012 учебный год
В 2011-2012 учебном году педагогический коллектив продолжил работать над методической темой
Анализ методической работы моу «Средняя общеобразовательная школа №16» г. Губкина Белгородской области за 2006 2007 учебный год iconПубличный отчет о работе школы за 2006-2007 учебный год
Концепцией модернизации российского образования пнп "Образование", рекомендациями августовской 2006г конференции педагогических работников...
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©tvov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты