Ученые приблизились к разгадке причины запаха «вонючих» китов на Чукотке

Ученые приблизились к разгадке причины запаха

© Пресс-служба ФГБУ "Национального парка «Берингия»

Ученые, исследуя причину специфического запаха так называемых «вонючих» китов на Чукотке, выяснили, что в пробах их кожи содержится гораздо меньше тяжелого азота, чем у обычных особей, это может говорить о заболевании печени или о специфике корма, сообщает нацпарк «Берингия».

С конца 1990-х годов чукотские охотники стали сообщать о росте числа добытых китов со специфическим «медицинским» запахом. Мясо таких китов несъедобно и может вызывать расстройство пищеварения. В большинстве случаев специфический запах заметен во время выдоха кита, но иногда обнаружить его удаётся только после того, как животное добыли. В 2021 году нацпарк «Берингия» сообщал, что киты, которые держатся в проливе Чеченгкуйым, почти все «вонючие», а в соседнем Иергыне таких животных не встречено. Ученые тогда в том числе начали проверять гипотезу о локальном отравлении.
«
Чтобы попытаться установить причину появления запаха, учёные проанализировали изотопный состав углерода и азота в 46 пробах кожи серых китов, собранных в разных районах Чукотки: 22 образца из района пролива Сенявина, 19 образцов из Мечигменского залива, два образца из Сиреников и три образца из Инчоуна. В выборке присутствовало семь китов, у которых в разной степени ощущался „медицинский“ запах», — говорится в сообщении.

Один образец имел очень сильный запах, четыре — умеренный и два — слабый. Целью учёных было оценить различия в изотопном составе углерода и азота между китами из разных районов, а также между «вонючими» и обычными китами.

Статистически значимых различий между районами обнаружено не было. Содержание тяжёлого азота было значимо ниже у «вонючих», чем у обычных китов. Более того, у образца с самым сильным запахом оказалось самое низкое содержание тяжёлого азота из всех проб вообще. По изотопному составу углерода пробы «вонючих» китов не отличались от обычных.

Ученые приблизились к разгадке причины запаха